Омский спорт, некогда являвшийся визитной карточкой губернской власти, стремительно хиреет. С ростом экономических проблем в России старые схемы финансирования умерли, а новых с участием бизнеса не появилось. Можно ли этот факт рассматривать как своеобразный кризис доверия к команде Виктора Назарова?

«Титан» и деньги на Ягра
Картинки из прошлой жизни хоккейного «Авангарда» сейчас выглядят словно эпизоды из фантастического романа. Летом 2008 года «ястребы» вернули в Россию чешского суперфорварда Яромира Ягра и предложили ему шикарный контракт. По неофициальным данным, тогда титулованный легионер получил соглашение с зарплатой в семь миллионов долларов в год. Кто будет выплачивать огромный гонорар, вопрос даже не стоял. Говорят, что тогдашний губернатор ­Леонид Полежаев выразительно посмотрел на любителя хоккея, руководителя группы компаний «Титан» ­Михаила Сутягинского – и вопрос был мгновенно закрыт. «Титан» получил статус одного из флагманских спонсоров «Авангарда». Попутно хоккеисты могли рассчитывать на вливания из «Мостовика», пребывавшего в отличной финансовой форме.

И поныне межсезонье-2008 в рассказах ­специалистов ­выглядит легендарным. В те месяцы «ястребы» вместе с Ягром подписали 18 (!) новичков и потратили на эти цели, по различным оценкам, порядка миллиарда (!) ­рублей.
Спустя семь лет после того пира декорации сменились полностью. При ­Викторе ­Назарове степень влияния регионального правительства на процессы в «Авангарде» начала резко снижаться. В итоге областной бюджет окончательно отказался спонсировать клуб, переложив эту ношу на плечи менеджеров «Газпром ­нефти».

Сейчас «Авангард» выглядит удельным княжеством, которое живет по своему уставу. И это, пожалуй, верно. Поскольку другие команды, в поддержке которых была задействована региональная власть, начали идти ко дну.

Крах без Гамбурга
Самым ярким примером системного кризиса стала ситуация в волейбольной «Омичке». Клуб, дважды выигрывавший бронзовые награды чемпионата суперлиги, оказался в предбанкротном состоянии. На «кошках» висят громадные долги. Только по решению международного спортивного арбитража в швейцарской ­Лозанне клуб проиграл 1 миллион 247 тысяч евро (или около 92 миллионов рублей). Этот счет ­выставили сербская доигровщица Бранкица ­Михайлович, кубинка Нэнси Каррильо и агентство SB Community. Еще целая кипа исков от бывших игроков клуба находится в омском Восьмом арбитражном суде. И решения по этим делам сулят клубу новые убытки.

Ранее основным куратором «Омички» являлся вице-губернатор Юрий ­Гамбург. После его ареста команда осталась практически бесхоз­ной. Рулить процессом было поручено бывшему министру спорта ­Сергею ­Шелпакову. Чтобы довести дело до судов, ему потребовался всего год с ­небольшим.

Кто мог бы спасти «Омичку»? Несколько лет назад клубу активно помогал «Омсктех­углерод», но бизнесмен ­Валерий ­Каплунат к проекту охладел. Долгое время клуб ­спонсировал строительно-монтажный трест №4 под ­руководством ­Бориса Кардаева – отношения с этой компанией также стали прохладными. Сейчас на сайте «Омички» в числе партнеров указаны АТПП «ОША» и агроцентр «Дружино», но едва ли они способны обеспечить клубу бюджет в 150 миллионов рублей. По данным «БК», региональное ­правительство выходило с предложением о помощи к сенатору Андрею Голушко, которого называют давним поклонником волейбола. Этот вариант спасения «Омички» выглядит более-менее реальным, но риск запутаться в волейбольной сетке очень велик. Не ­исключено, что клубу ­потребуется менять юридическое лицо и название, ­чтобы расстаться с ­долгами.

Напугали Латарию
Женский баскетбол в Омске всегда был камерным видом спорта и зачастую откровенно выживал. Высокие спортивные результаты появились с назначением ­Елены ­Лазуткиной на пост главного тренера «Нефтяника-Авангарда». Два сезона подряд клуб выигрывал медали суперлиги и заметно расширил аудиторию собственных поклонников. Годовая смета расходов омских баскетболисток составляет примерно 23 миллиона рублей. Однако 29 сентября руководство ЦОП «Авангард» объявил игрокам, что денег на содержание клуба государственная казна выделить не ­сможет.

Штаб «Нефтяника-Авангарда» в ответ решился на отчаянный шаг – написал письмо на имя ­Президента России Владимира ­Путина. ­И через несколько дней ­губернатор Назаров объявил, что деньги под женский баскетбол будут найдены. Правда, источник финансирования он так и не назвал, заставив предполагать, что речь пойдет об отчислениях из резервного фонда регионального ­бюджета.

Кто мог бы спасти «Не­фтяник-Авангард»? В прошлом сезоне помощь команде оказывала компания «Сибирские колбасы». Однако порыв бизнесмена ­Темури Латарии быстро остудили областные чиновники. «Часть денег, предназначенных для команды, ушла не туда», – охарактеризовал ситуацию источник «БК». После этого логотип компании остался на сайте клуба. Тем не менее, когда зашла речь о дополнительной спонсорской поддержке баскетболисток, фамилию Латарии упоминать не было ­смысла.

Подали на воду
Мужские гандбольный СКИФ и баскетбольный БК «17 16», также угодившие в финансовую яму, могли похвастать локальными успехами. Каждый из этих спортивных проектов «проедал» не более 15-ти миллионов рублей. Более того, сейчас обе команды будут ориентированы исключительно на студентов и молодежь, которая согласна играть за минимальные деньги. Игровые виды спорта в Омске крайне сложно продавать рекламодателям ­из-за отсутствия современного универсального спортивного зала. Сиротливое объявление на сайте СКИФа о приглашении к сотрудничеству спонсоров было размещено еще два года назад. Максимум, на что хватило запала омских компаний – у гандболистов по­явился свой поставщик питьевой воды.
Кто мог бы спасти СКИФ и БК «17 16»? Обе команды на восемьдесят процентов состоят из доморощенных игроков, поэтому ­теоретически могли бы привлечь внимание фирмы, в названии которой есть слово «омский». Однако на запрос «БК» в те же «Омские кабельные сети» был получен ответ, что предложений о спонсорской помощи каким-либо профессиональным командам компания не получала.

Одним словом, никакой системы поддержки профессионального спорта в Омской области, по сути, не существует. Предгрозовые отголоски появлялись еще за несколько недель до выборов, тогда Виктор Назаров и его окружение поспешили ненужные разговоры погасить. Однако вполне возможно, что уже вскоре обращения на имя Владимира Путина от омских спортсменов будут восприниматься как банальное явление.

Хотя если задуматься, что такое для крупного мегаполиса 23 миллиона рублей, как в cлучае с тем же «Нефтяником-Авангардом»? Да копейки. А никто из предпринимателей их отдавать  совершенно не хочет. Понятное дело, кризис. Но во всем мире помощь командам – это возможность лишний раз заявить о своей компании и получить некоторые преференции на рынке. В Омске – нашем королевстве кривых зеркал – это, очевидно, лишь возможность заработать дополнительные ­проблемы.

Константин Ивигин

«Бизнес-курс» №39 от 14.10.2015 г.