Большинство белорусов, по данным разных соцопросов, собиралось принять 11 октября участие в президентских выборах. Формально — выбор у них есть, реально же, констатируют эксперты, широко известная в Беларуси шутка — «открыта вакансия на должность президента, кандидатуры без опыта работы на этой должности не рассматриваются» — как нельзя точно характеризует сложившуюся ситуацию.
За высший политический пост в стране борются четыре кандидата: действующий глава белорусского государства Александр Лукашенко, представитель кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич, лидер Либерально-демократической партии (ЛДП) Сергей Гайдукевич и руководитель Белорусской патриотической партии, по совместительству верховный казачий атаман Николай Улахович. Какие силы стоят за кандидатами в президенты, каков их образ в глазах белорусов, чем они интересны избирателю, кто и почему готов проголосовать за них, даже будучи уверенным, что победитель известен заранее? Ответы на эти и другие вопросы — у DW.
Кто стоит за кандидатами в президенты
В Беларуси нет достаточно организованных политических сил, которые стояли бы за каждым кандидатом, констатирует политический аналитик Валерий Карбалевич. По его словам, за Лукашенко — весь работающий на президента госаппарат и часть белорусского общества, не желающая перемен, опасающаяся их, травмированная украинским кризисом и согласная на снижение уровня жизни, лишь бы сохранить статус-кво.
За Татьяной Короткевич стоит кампания «Говори правду», которую, по оценке Карбалевича, вряд ли можно назвать политической силой: она представлена людьми с разными политическими взглядами, которых объединил перед прошлыми выборами поэт, экс-кандидат в президенты Владимир Некляев. Кроме того, за Короткевич — настроенные против Лукашенко обыватели: для них ее оппозиционность очевидна, она собирала подписи под бело-красным флагом.
Сергей Гайдукевич представляет сам себя и небольшую группу членов возглавляемой им партии, при этом ЛДП в реальности себя проявляет редко, отмечают эксперты. Гайдукевич вписывается в сценарий властей, но ему и самому выгодно участвовать в выборах, указывает минский политолог Юрий Чаусов. Лидер ЛДП играет свою собственную игру, но по договоренности с режимом, добавляет Карбалевич.
Чаусов объяснил разницу между Сергеем Гайдукевичем и Николаем Улаховичем, которых называют спарринг-партнерами Лукашенко. Первый, по словам политолога, позиционирует себя как оппозиционера. Второй — идет на выборы со словами поддержки Лукашенко, и это, по оценке Чаусова, — шаг в сторону среднеазиатской модели выборов, во время которых кандидаты в президенты соревнуются в славословиях в адрес действующего главы государства. Юрий Чаусов предполагает, что за Улаховичем стоит штаб Лукашенко.
Александр Лукашенко...
Кто и что стоит за кандидатами в президенты никак невозможно обозначить словом «сила», подчеркнул в интервью DW минский публицист Вадим Казначеев. Об этом, по его мнению, можно было бы говорить, если бы был хотя бы какой-то шанс на успех у альтернативного кандидата, на усиление политического влияния, но сейчас этого нет и в помине.
Лукашенко и его избирательная кампания, по выражению Чаусова, — то, что интересно на этих выборах. Вокруг президента, поясняет аналитик, на всех выборах есть группы с различными интересами, стремящиеся направить кампанию по определенному сценарию: номенклатура, ориентированный на потепление в отношениях с Западом истеблишмент и силовики, смотрящие на Восток. Противоречия между ними и определяют характер избирательной кампании.
Для обывателя, признает Карбалевич, самый приятный образ Александра Лукашенко — когда тот презентует себя как гаранта мира, стабильности и безопасности. Это импонирует большинству даже на фоне отказа Лукашенко от обычных для него предвыборных обещаний поднять уровень жизни. Ради этого образа, напомнил Карбалевич, президент сделал недавно громкое заявление об отказе России в размещении в Беларуси военной авиабазы. И отказаться уже от этого заявления без ущерба для своей репутации в глазах белорусов вряд ли у президента получится.
... и другие действующие лица
Этап предвыборной агитации, говорят эксперты, добавил мало новых красок в образы кандидатов в президенты. Гайдукевич показал себя как критик оппозиции, выполняя роль, которую прежде играли государственные СМИ, — нынче осторожничающие и наступающие только на часть радикальной оппозиции, которая призывает к бойкоту, замечает Карбалевич.
Татьяна Короткевич, по его оценке, идет на выборы с лозунгами, привлекательными для колеблющейся части электората: социально-экономические проблемы плюс мягкая критика властей, но все же гораздо более жесткая, чем звучит из уст Гайдукевича и тем более Улаховича. Шансы Короткевич привлечь внимание избирателей в качестве нового лица в белорусской политике (а также впервые в Беларуси — женщины-кандидата в президенты) эксперты считают реальными, независимо от итоговых цифр Центризбиркома.
Ответа на вопрос, чем может зацепить белорусского избирателя Николай Улахович, у большинства наблюдателей нет. За время предвыборной агитации он наговорил столько всего противоречивого и несуразного, что сборник цитат вполне можно будет дать почитать сатирику Жванецкому, констатирует Валерий Карбалевич. У него сложилось впечатление, что Улахович «плохо понимает, куда он попал, зачем и ради чего, в лучшем случае вырисовывается образ чудака».
Нынешняя президентская кампания, резюмирует публицист Вадим Казначеев, проходит как спектакль с заранее известным финалом (хэппи-эндом для Лукашенко), в котором все играют расписанные заранее роли.
Елена Данейко