На самом деле в нашем материале, если «поскрести», наберется и классическая дюжина чиновничьих кресел. Но далеко не все они, по правде говоря, стоят в областном правительстве, а то, что мы оставили за рамками заголовка, — и вовсе относится к структуре, на которую губернатор никак повлиять не может, набери он хоть 146% на выборах.

    

Сразу оговоримся, все нижеизложенное — лишь разной степени вероятности версии, прогнозы и предположения. Потому, в частности, что почти по единодушному мнению опрошенных нами экспертов, на данный момент даже сам свежеизбранный губернатор не знает точно, «от и до», какой будет его команда — не зря он взял паузу на раздумья. А крепко подумать Виктору Ивановичу есть над чем. Общеизвестно, что именно кадровая политика была его ахиллесовой пятой на протяжении практически всего его первого срока: сначала г-н Назаров собирал команду из друзей, знакомых и знакомых знакомых, потом, когда «друг оказался вдруг» (за решеткой, «просто» под следствием или «всего лишь» под подозрением), лихорадочно подыскивал замены из «подручного материала». Недавно, впрочем, глава региона продемонстрировал некие проблески слабой надежды на коренное изменение такого порядка, занявшись формированием кадрового резерва управленцев. Но, во-первых, у нас пока нет информации о тех, кто в этот резерв уже вошел. А во-вторых, будем откровенны, предполагать, что Виктор Назаров возьмет да и полностью наберет с нуля абсолютно новый костяк обладминистрации, пусть даже не из своего резерва, а из первой сотни кадровых «резервистов» президента России, — это, мягко говоря, фантастика. Поэтому мы будем оперировать фамилиями, знакомыми довольно широкому кругу лиц.

Кандидаты в Карабасы
Сначала мы коротко пробежимся не по тем, кого могут назначить, а по тем, кто может повлиять на назначение (хотя у нас тут есть варианты, когда первый = второй). Или думает, что может повлиять. Ведь на самом деле в условиях властной вертикали настоящие «Карабасы Барабасы» сидят в Москве, а здесь, на местах, отдельные личности только воображают, что дергают за главные ниточки, реально же они способны двигать по доске только второстепенные фигуры.
Итак, по сведениям наших источников, сенатор Андрей Голушко всё еще считает себя втайне патроном Виктора Назарова. Вылитого «серого кардинала», который привел Виктора Назарова во власть, помог ему ­выиграть выборы, говорят, видит в зеркале руководитель аппарата Владимир Компанейщиков. Зампред облправительства Станислав Гребенщиков, по слухам, мнит себя эдаким регентом при недееспособном государе.

А его коллега-оппонент Игорь Бондарев в родственном союзе с главой облминздрава Андреем Стороженко — это, с одной стороны, «крыша», а с другой — опора (-ы?), учитывая финансово-административные возможности этого тандема. Насчет административных, полагаем, всё всем и так ясно — вице-губернатор, экс-глава УФСБ. Источники их финансовых потоков тоже в кулуарах обсуждаются давно — Бондареву единодушно приписывают контроль над «Омскэлектро» и, с некоторых пор, аэропортом (говорят, концессия — его затея). С административной точки зрения, кстати, тандем, говорят, скоро еще усилится — если, как предполагается, кресло замглавы регионального Управления ФСБ вместо Вадима Ветчинкина, которому вроде бы подыскали синекуру на ОНИИПе, займет начальник отдела экономической безопасности УФСБ Дмитрий Богданов. Он, по мнению некоторых экспертов, входит в крайне узкий «ближний круг» Бондарева — вместе с гендиректором ОНПЗ Олегом Белявским и его замом по безопасности, опять же — бывшим замначальника областного УФСБ Николаем Павловым.

Виктор Назаров

Ты зампред — и я зампред?!
Сразу объясним, почему мы так подробно остановились именно на тандеме Бондарев-Стороженко. Дело в том, что именно с ним связан самый свежий кадровый слух — Андрея Стороженко будто бы вскоре ждет повышение тоже до зампреда облправительства, ответственного за весь социальный блок. Это, кстати, одно из немногих возможных назначений, которые наши собеседники если и не приветствуют, то хотя бы и особо не ругают. Г-н Стороженко, несмотря на, мягко говоря, неидеальное положение дел в его ведомстве, всё же весьма неплохо смотрится на фоне остальных региональных министров.
В качестве примера обратного, для оценки которого ни у кого ни одного доброго слова не нашлось, можно привести слух о возможной замене министра имущественных отношений Омской области Вадима Соболева на недавно подавшего в отставку главу городского депимущества Сергея Хорошилова. «Хрен редьки не слаще, оба — люди Гамбурга, он, что ли, записочку с кадровыми ЦУ из-за решетки передал?» — такова скептически-ироничная квинт­эссенция высказываний наших экспертов. Впрочем, практически все они считают такую перестановку ­маловероятной даже без учета сведений о возможном отъезде Хорошилова в Москву.

…Лишь бы не было войны!
Вышеописанные варианты мы рассмотрели, можно сказать, для разминки — все они меркнут перед главной интригой: будет ли избранный губернатор Омской области пытаться сместить избранного мэра Омска? Если будет — то как? Ну и, понятно, самое интересное – если будет, то кого из своей команды он кинет на руководство городом? Даже если глава региона ответит для себя «да» на первый вопрос, эксперты уверены: пиар-войны, наподобие бушевавших в эпоху Леонида Полежаева, ждать не стоит — Виктор Назаров не таков, он достаточно мягкий и незлобный человек. Поэтому, скорее всего, Вячеславу Двораковскому мирно предложат какую-нибудь солидную синекуру — мандат депутата Госдумы, руководство местным ТУ какой-нибудь федеральной структуры или даже пост в облправительстве. Самый экстравагантный вариант из тех, что нам озвучивали, — рокировка Вячеслава Двораковского и Станислава Гребенщикова. Поднатаскавшийся за годы мэрства в вопросах ЖКХ строитель Двораковский вполне может возглавить соответствующее министерство. Ну, а о том, что Гребенщиков не прочь «порулить» городом, в кулуарах говорят уже давно. Впрочем, с недавних пор, поговаривают, у него появился конкурент буквально под боком — те же намерения будто бы озвучил перед губернатором Владимир Компанейщиков. Сложный выбор — «­крепкий хозяйственник» уже с опытом работы в муниципальных структурах (и «серым кардиналом» Сергеем Моревым в друзьях) или «финансист» с корнями в ФСБ (и связями со Сбербанком, глава которого Герман Греф — неофициальный куратор региона).

А вы, друзья, как — не садитесь?
Впрочем, намерениям Гребенщикова больше мешает не конкуренция с Компанейщиковым, а вероятная угроза со стороны правоохранительных органов. В этом контексте обычно вспоминают «мутные» угольные да песочные тендеры, дело «Мостовика», а в последнее время с министром (пока окольно) связывают и скандал вокруг миллионов, исчезнувших при достройке главного корпуса ОмГУ. Так что в самом пессимистичном варианте Гребенщиков может сменить министерское кресло не на мэрское, а на скамью подсудимых. Некоторые эксперты рисуют такие же мрачные перспективы для глав Минсельхоза и Минспорта Виталия Эрлиха и Александра Фабрициуса, заявляя, что силовики просто откладывали зачистки до выборов, и называя разминкой, «первыми ласточками» уголовные дела бизнесмена Мацелевича и главы Азовского района Сабельфельда.

Функции вместо глыб
На выход, по мнению многих экспертов, может последовать и первый зампред облправительства Вячеслав Синюгин. В отличие от чиновников, упомянутых в предыдущем пункте, к счастью, без последствий. Причем без последствий для обеих сторон — никто, по большому счету, ничего особо не потеряет. Синюгину, которого, говорят, давно ждет дом в оливковой рощице где-то под Каннами, Омск не нужен — он, по мнению наблюдателей, сидит и ждет любого предложения, более-менее подходящего ему по статусу, хотя бы из Москвы. Нельзя сказать, и что Синюгин сейчас нужен Омску, по крайней мере, его роль в нынешнем облправительстве совсем непонятна. Один из наших экспертов называет эту ситуацию побочным эффектом новой политики Назарова, у которого министры — это просто люди-функции, в отличие от министров-авторитетов, «глыб и матерых человечищ» эпохи Полежаева.

Они не тонут?
Напоследок — немного о тех, кто, по мнению ряда экспертов, вполне «заслужил» приглашение на выход, но про кого Виктор Назаров вряд ли вспомнит (в этом ­смысле) — и они еще много кого переживут на своих постах. Так, например, главе регионального Минкульта Виктору Лапухину явно везет, потому что губернатору, как обычно, не до культуры. Иначе бы тот заметил, что в ведомстве творится какой-то бардак. Речь, например, о скандале со сбежавшим хозяином буфетов во всех основных культурных заведениях города. Министр Лапухин сейчас в ответ заявляет только то, что его сын здесь ни при чем. Да, сейчас Лапухин-младший, как и его жена, возможно, уже не связан никакими договорными отношениями с Минкультом (раньше сына, напомним, связывали с кафе «Стани­славский» в драмтеатре, а турагентство невестки когда-то арендовало в той же Драме площади за копейки) — но и вопрос уже не в этом. А в том, каким образом Вячеслав Меньков, у которого не то что капиталов — даже квартиры своей в Омске не было, получил сначала 15 миллионов под гарантии областного фонда содействия предпринимательству, а затем и почти весь «культурный общепит» города.
Оскандалился, причем громко и к тому же в рамках самого важного для Виктора Назарова события, и глава Главного управления внутренней политики Михаил Каракоз. Это его подчиненные, напомним, толком не смогли даже спрятать «крошки от пряника» — факт финансирования областными властями турпоездки в Крым сельского депутата Нины Лушовой, благодаря двойной подписи которой главный конкурент губернатора был на месяц выброшен из предвыборной гонки. Но об отставке Каракоза мы пока тоже ничего не слышали.

Олег Ледянский, Наталья Николаева