Неординарно длительную паузу взяла коллегия апелляционной инстанции Омского облсуда по делу экс-министра Александра Стерлягова. С чем это связано? Есть несколько весьма любопытных версий…

1. Занос

Самое банальное предположение местной юридической тусовки: судьи ждут, когда перечислят деньги на счет. Безусловно, это шутка, но с долей не юморного подтекста. Нередко отдельные решения Фемиды не вписываются в действующие правовые рамки и имеющиеся аналоги и прецеденты. Из недалеких примеров можно привести «дело Александра Антропенко», осужденного местным Правосудием и условно наказанного Верховной инстанцией. Злые языки, чтобы как-то оттенить столичный вердикт, поговаривают, что использовался тот самый вариант решения вопроса. Однако у этой версии есть слабое место — Стерлягов (в отличие от Антропенко) вряд ли обладает необходимыми для подкупа судей капиталами.

2. Про-Куратор

Не исключено, впрочем, что судьи из апелляции просто придирчиво и не без доли скепсиса рассматривают решение коллеги первой инстанции на предмет соблюдения всех нюансов действующего постоянно меняющегося законодательства. Опять же сегодня в чести придирчивое изучение доказательной базы стороны защиты и обвинения. На относимость, на допустимость…

В принципе, тоже вариант, но маловероятный. Нет сомнений у многих местных юристов и адвокатов, что ещё до того, как вынести решение, судья проконсультировался у вышестоящих коллег и своего областного куратора на главный предмет своего вердикта — условное или реальное наказание применять и на сколько лет «грузить» фигуранта.

3. Реверс? Нет, реверанс

Возможно и такое объяснение паузы. Буквально в канун рассмотрения апелляционной жалобы местные СМИ проявили явное внимание к делу опального экс-министра. Не без доли сочувствия. Не исключено, что в связи с возникшим резонансом суд взял тактичную паузу. Вообще местная судебная власть особенно внимательно в последнее время отслеживает участие прессы в процессах и публикации, касающиеся вопросов и проблем отправления Правосудия. И это очень правильно, грамотно и актуально. Конечно, думать, что журналисты могут повлиять на решение суда из разряда предположений, но определенный общественный резонанс, формирование определенного общественного мнения, в любом случае, побуждает судей чуть щепетильней отнестись к своему вердикту, который в дальнейшем станет предметом придирчивого изучения «гражданского общества». Поэтому паузу суд взял, но всего лишь как реверанс в сторону прессы. Без реверса, без внесения каких-либо корректив в уже принятое ранее решение.

4. «Бей своих»

Есть позиция, что «дело Александра Стерлягова» изначально было предрешено не в пользу экс-министра. Виной тому его коллега по работе в правительстве Омской области и статусный сосед по камере Юрий Гамбург.
В этом плотном служебном и камерном контексте «посадка» Стерлягова — залог реального срока для его сотоварища. Только так, возможно, не без доли жертвенности, можно продавить и оправдать долгожданную многими и резонансную не только для Омска «посадку» Гамбурга. И весомый срок его изоляции от общества…

5. Утопить нельзя выплыть

Следующая версия «молчания Правосудия» связана с предыдущей, но несколько в ином контексте. Как известно, некоторое время и Стерлягов, и Гамбург совмещали одну тюремную жилплощадь, были сокамерниками.
По информации от непосредственных очевидцев событий, не один сиделец спецпродола омского СИЗО и не единожды напрямую предупреждал «Юру», что к нему в камеру посадили «наседку». На тюремном жаргоне так называют человека, который собирает информация в пользу администрации зоны или силовых ведомств. Как известно, уже анонсировано, что именно Александрт Стерлягов заявлен в качестве свидетеля по «делу Гамбурга». Не станут ли показания экс-министра его дорогой на свободу? Или, если быть точнее в хронологии и акцентах, не скажется ли вердикт экс-министра на его анонсированных показаниях в другом более важном судебном процессе?

Одним словом, от сумы да от тюрьмы…

6. Что написано пером…

Есть мнение, и оно муссируется в юридической среде, что областное Правосудие своими излишне суровыми приговорами буквально парализовало местную чиновничью братию.

Понятное дело силовики, те «косят» налево и направо, им нужны «палки», «галки», отчеты, погоны и должности, но судебная власть же не филиал прокуратуры, МВД и СКР. И подход, видимо, может быть иной. Индивидуальный. Вот и призадумалась Фемида. Не переборщили ли с экс-министром. Только вот для поиска правовых аргументов отмены приговора суда первой инстанции теперь потребуется время. Судя по всему, грамотно сформулировано…

7. Как, друзья, вы не садитесь…

Что касается моего личного мнения, то господин Стерлягов мог бы уже отсидеть и выйти ещё по делам в статусе первого вице-мэра Омска в команде Валерия Рощупкина. Видимо, за какие-то прежние заслуги бывший губернатор Леонид Полежаев тогда прикрыл высокопоставленного чиновника из окружения политического оппонента и взял в региональное правительство. Но, как говорится, сколь веревочке не виться, а конец будет. Странно, что эпизод экс-министру вменили какой-то мелкий и далеко не показательный. Не исключено, что для контраста.
См. выше.

Александр Грасс