К Единому дню голосования нам обещают предъявить наконец мифического инвестора, который достроит никому не нужный, кроме облправительства, аэропорт в Федоровке. Анализ ситуации показывает, однако, что все происходящее делается в интересах кого угодно, но только не простых жителей Омской области.

   

На этой неделе делегация Омской области уехала в Москву искать «священный грааль» – чиновники в очередной раз улетели решать судьбу омского авиа­узла. Между тем эта судьба давно решена, только почему-то признать этот факт правительство Омской области отказывается. И если действия предыдущей группы товарищей под руководством Леонида Полежаева были хотя бы логичны и объяснимы, то действия новой бригады объяснить много сложней.

Уберите свои миллиарды

Более десяти лет назад действу­ющий омский аэропорт «Центральный» был включен в федеральную целевую программу минтранса РФ по модернизации и реконструкции транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Планировалось выделение серьезных сумм на реконструкцию почти всего, что относится непосредственно к аэро­дромному комплексу аэропорта: взлетной полосы, перронов, рулежных дорожек, канализации и очистных сооружений и прочих объектов. Однако прежняя власть в области заблокировала участие в этой программе, объясняя это тем, что, мол, не нужно тратить деньги, мы же вот-вот полетим с «Федоровки». А новый перрон построила сама за счет нищего бюджета, отдав «Мостовику» 200 млн рублей.

Прошлым летом с помощью депутата Госдумы от Омской области Олега Денисенко мы направили депутатские запросы в минтранс и Рос­авиацию по поводу участия Омска в той же целевой программе. Были получены официальные ответы, которые «Бизнес-курс» представляет вниманию читателей. Из них следует, что аэродромный комплекс «Омск-Центральный» (принадлежит РФ) по-прежнему числится в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)». В соответствии с ней на реконструкцию объектов «Омск-Центрального» государство готово выделить 2 млрд 213 млн рублей. Из них в 2016 году – 154 млн – на проектирование, а основные суммы – 1,76 млрд (в 2018 году) и 299 млн (в 2019 году) – на реконструкцию. Правда, на 2% все программы «порезал» минфин, но это не принципиально.

Внимательное исследование этого вопроса показало, что столь поздние сроки реализации мероприятий целевой программы были установлены из-за того, что Омская область все последние годы не проявляла интереса к участию в ней. По этой причине Минтранс каждый год передвигает сроки проектирования и реконструкции на один-два года вперед, надеясь, что омские власти одумаются и возьмут два миллиарда на принадлежащий Омской же области аэропорт. Но нет, не судьба. Федерацию более чем устраивают эти странные омские игрища – на эти деньги каждый год находятся другие желающие.

Самолеты не взлетают, зато земля разлетается

Итак, совершенно очевидно, что по какой-то неведомой причине команда Виктора Назарова так же, как и команда Леонида Полежаева, не хочет реконструкции и процветания единственного реально работающего авиапредприятия Омской области. Очевидно, что кое-кто совершенно определенно блокирует участие «Омск-Центрального» в федеральной целевой программе. Кто это может быть и в чем интерес этой группы товарищей? Ответ может быть только один – эти люди имеют виды на территории «Омск-Центрального». Именно эти земли и являются тем ресурсом, ради которых и ведется вся возня. Кстати, если кто-то думает, что эти земли никто не трогает – то он ошибается. Земли «Омск-Центрального» давно начали разбазариваться под стройки.

Вот, посмотрите на спутниковый снимок 2004 года (илл. 1). Стрелкой показана рулежная дорожка, которая вела от взлетной полосы к перрону аэровокзала местных линий, очевидно находящаяся на федеральной земле аэропорта «Омск-Центральный». А спустя несколько лет аэропорт перенес забор дальше, и эта рулежка оказалась в зоне застройки жилыми домами ЗАО «Мекомстрой» (илл. 2). Вот современное состояние – постро­ено четыре дома, рулежную дорожку жители используют под стоянку (илл. 3). Каким образом федеральная земля отошла под застройку «Мекомстрою» – загадка. Соответствующий запрос «Бизнес-курса» в Росимущество остался без ответа.

Этой территорией, кстати, дело не ограничилось. Валерий Кокорин забрал себе здание аэровокзала местных линий. Удивительно, но на федеральной земле позади здания, на месте перрона, в открытую рисуется какой-то стадион, какие-то сооружения. Но как это возможно на федеральной земле «Омск-Центрального»? Получается, уже принято решение об отчуждении этого участка в пользу Кокорина? Каким образом? Мы чего-то не знаем?

Прибыль в подарок

Получается, что действительно не знаем. Точнее, не знали до недавнего времени. На сайте областного правительства появился любопытный документ под названием «О заключении концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию аэропорта «Омск-Федоровка». Внимательное его прочтение не оставляет сомнений: главное, что планируется передать концессионеру по этому соглашению – это не пресловутые никому не нужные развалины «Омск-Федоровки», а вполне себе работающий и прибыльный «Омск-Центральный».

В частности, об этом прямо говорит п.3 Приложения №1, где перечислены обязанности областного правительства. Там указано, что концессионер станет главным оператором аэропорта «Омск-Центральный», а концедент обязан передать ему необходимое для этого имущество старого аэропорта. Что касается «Федоровки», то по ней нет ничего конкретного. Даже сроки концессии, определенные в 30 лет, могут быть пересмотрены. Нет ничего о тех суммах, которые нищая Омская область будет возмещать концессионеру за его расходы, т.н. «платы концедента». Единственной гарантией исполнения обязательств со стороны концессионера определена банковская гарантия, однако каким образом будет определен ее размер – в тексте ни слова.

Таким образом, существующий проект документа предполагает фактическую передачу «Омск-Центрального» в частные руки на десятки лет. Довеском к «Центральному» пойдет спроектированная 40 лет назад и абсолютно неактуальная в нынешних условиях «Федоровка». За «Омск-Центральный» и будет заплачено 100 млн руб., о которых постоянно упоминается в документе. Эти деньги счастливчик-концессионер отобьет меньше чем за год, потому что «Омск-Центральный» генерирует прибыль, размер которой за 2014 год составил более 300 млн рублей.

Что касается «Федоровки», то вложения в ее строительство неокупаемы априори, если только Омская область не будет возмещать все расходы на это строительство. Даже если просто положить деньги в банк, то процент от суммы вклада в размере инвестиций в строительство (не менее 10 млрд рублей) может давать доход до миллиарда в год, никакой авиабизнес в омском аэропорту не даст таких денег. Но инвестор захочет их получить, он же не альтруист. Чем же может возместить Омская область такие затраты? Только нищим бюджетом и землями «Омск-Центрального». То есть нашими с вами деньгами и будущим. Для чего и ради кого все это делается? Тут ответа точного нет, по слухам основными интересантами в землях «Омск-Центрального» называют экс-сенатора от Омской области Чернявского, хотя очевидно, что интересантов много больше.

При этом у Омской области была и есть разумная альтернатива: за федеральные миллиарды реконструировать «Омск-Центральный», повысить его стоимость, прибыльность и привлекательность, после чего или управлять им самостоятельно ближайшие 30 лет (именно столько времени, по оценкам Сергея Круглова, экс-директора «Омск-Центрального», «Федоровка» будет не нужна), или передать в концессию, но за реальные деньги и с хорошим доходом для бюджета. Однако, увы, ни Виктору Назарову, ни его окружению этот путь, видимо, не подходит. Почему, Виктор Иванович?

Мнение

Виктор Титарев, экс-гендиректор ОАО «Омский аэропорт»:

– Я полагаю, губерния не обращается за получением этих двух миллиардов федеральных денег, потому что у нее есть обязательства по указу президента от 2009 года – привлечь 7,6 миллиарда рублей и построить аэропорт «Омск-Федоровка». В Администрации Президента и правительстве Российской Федерации работают неглупые люди, представьте себя на их месте – дадите вы два миллиарда тому, кто обязался принести восемь, но обещание не выполнил? Обращаться за этими деньгами бессмысленно, пока не исполнены обязательства по указу президента. В настоящее время губерния хотя бы может отчитаться, что работа идет, есть договор с ВЭБ на разработку конкурсной документации, вы вот говорите, что даже на сайте разместили что-то...

Справка

100 млн рублей должен заплатить концессионер аэропорта «Омск-Федоровка» согласно проекту соглашения.

2,213 млрд рублей готово выделить государство на реконструкцию аэропорта «Омск-Центральный»

Игорь Федоров

«Бизнес-курс» №32 от 26.08.2015 г.