Репортаж, заметка, интервью… Нет такого жанра в журналистике - «трагедия». Нет набора обязательных фраз, вопросов, стилистических «раскадровок». Нет чётких правил. Можно лишь поделиться впечатлениями и попытаться создать «эффект присутствия».

В маленьком «островном государстве» под Омском – посёлке Светлый – жизнь движется своим чередом. Неспешно идут по делам две женщины в шлепанцах на босу ногу, на велосипеде проезжает мальчишка, маленький, всклокоченный. Не улыбаются здесь люди – да они в России просто так вообще редко улыбаются, нет такой привычки.

Ровно сорок дней с того момента, как часть рухнувшей казармы ­242-го учебного центра ВДВ унесла жизни 24 солдат-срочников. На территории учебного центра сегодня заложат первый камень в основании будущей часовни в память о погибших молодых воинах.

Дорога раздваивается. Слева – забитая автомобилями парковка, справа – шлагбаум. За ним уже начинается режимная территория. Журналистов собирают перед КПП, по спискам запускают внутрь. Сюда же подходят родители и родственники погибших и раненых курсантов: маленькое живое черное озеро посреди бетонной равнины. Женщины прячут глаза за темными стеклами очков. Мужчины невидящими взглядами буравят землю.

Смотреть на них невозможно: пронзает острое чувство сострадания и… стыда. За что? Сложный вопрос. За то, что живой, наверное. Не за страну же…

Вопрос: «Кто виноват?» в голову не лезет. «Виноватых» обязательно найдут – процесс запущен. Накажут по всей строгости, жестоко и показательно, по разумению тех, кто вершит судьбы в законодательно-исполнительных верхах. Это всё такая риторика, что думать о ней сейчас трудно. В поле, где так велика концентрация человеческого горя, вообще трудно думать.

«Каждому занятию – высокую эффективность», – поблескивает светлыми буквами надпись на входе в одну из казарм. Там уже никто не живет: курсантов временно переселили в ангары. Казармы пойдут под снос: четыре из пяти находятся в аварийном состоянии, одна, как говорится, «в неопределенном состоянии». Решение министра обороны РФ, который фактически сразу после трагедии посетил Омск, – кардинальное, высокоэффективное…

Текст: Елена Ярмизина. Фото: Максим Самылкин

«Бизнес-курс» №32 от 26.08.2015 г.