На сайте облправительства появился проект документа «О заключении ­концессионного ­соглашения на строительство и эксплуатацию аэропорта «Омск-Федоровка». ­Главное, что ­планируется передать концессионеру по этому соглашению, это не развалины «Омск-Федоровки», а вполне себе работающий и прибыльный «Омск-Центральный». Что ­касается «Федоровки», то по ней нет ничего конкретного. Даже сроки концессии, определенные в 30 лет, ­могут быть пересмотрены, а санкций за невыполнение обязательств по ­стройке нет. То есть проект ­документа предполагает фактическую передачу на несколько десятилетий «Омск-Центрального» с годовой прибылью более 300 млн рублей в чужие руки всего за 100 млн руб.

Александр Лихачев, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ:
– Никто никакой аэропорт не построит и строить не собирается. Потому что в бизнесе дураков нет. Строительство аэропорта в непосредственной близости от «Толмачево», зная низкий пассажиропоток из Омска, нецелесообразно. Аэропорт нужно было строить в 90-е, теперь время ушло. Это просто очередная афера. В 2005 году точно так же нам говорили, что без управления со стороны «РОСВОДОКАНАЛА» «ОмскВодоканал» не проживет. В итоге тариф на воду вырос в пять раз, а фактическим хозяином «ОмскВодоканала» является офшорная кипрская фирма. Если через 30 лет инвестор действительно достроит «Федоровку», то я готов сожрать эту страницу.
 

Виктор Титарев, экс-гендиректор ОАО «Омский аэропорт»:
– Мне трудно комментировать сам проект, потому что я его не читал: я сейчас не очень интересуюсь процессами в Омской области. Но в нынешних условиях я не верю,  что построить «Федоровку» получится. В 2011 году консорциум экспертов, в который входили представители авторитетнейших компаний Hochtief AirPort, Cushman & Wakefield, Газпромбанк, Vegas Lex, Руфаудит, разработали бизнес-план: по нему строительство аэропорта «Омск-Федоровка» должно было обойтись примерно в 6 млрд руб. (в ценах 2010 года), из которых 3,5 должна была дать Омская область. Губернатор, вероятно, нашел условия неподходящими и поручил ­ВЭБу сделать новый бизнес-план без ­областных ­денег. Но если вы спросите десять первоклашек, сколько будет 2+3, минимум девять ответят «5», один, может быть, ошибется. Я имею в виду, что специалисты ВЭБа получили практически ту же концепцию – примерно те же параметры аэропорта и... необходимость финансирования со стороны области. Это естественно – при тех же условиях задачи получить тот же ответ. Более того, насколько мне известно, губерния еще и утяжелила проект завышенными требованиями к аэродромной инфраструктуре. Но при том размере госдолга, который Омская область имеет сейчас, я очень удивлюсь, если у региона найдутся деньги для платежа концессионеру.

Игорь Антропенко, депутат Омского горсовета:
– Я сдержанный оптимист во всем, что касается нашей родины и региона. Сам выдвигаю ряд проектов, вижу, что работает в этом отношении и правительство области, и надеюсь, что в ближайшие пять лет многие из них реализуются. Вообще, с новым губернаторским сроком связываю большие надежды на оживление экономики региона. Сегодня сложно найти инвестора, реально готового вкладывать средства. Названный вами проект я не изу­чал, надеюсь, правительство всесторонне проработало этот вопрос, и сделку проведут максимально гласно и открыто.

Владимир Волков, председатель совета директоров ОАО АКБ «ИТ Банк»:
– Не изобретая велосипед с «Федоровкой», можно ­сэкономить кучу бюджетных денег. Даже в высокоразвитых государствах, где не воруют деньги на строительстве дорог, аэропорты есть в городской черте. Подумайте сами, как с нашими дорогами добираться до аэропорта за городом, да еще в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств? Плюс не надо забывать, что у нас есть еще и шикарная взлетно-посадочная полоса тоже фактически в городской черте на аэродроме «Омск-Северный». До нее тоже из центра города можно добраться минут за 15-20. Если резюмировать, то властям Омска сейчас надо заниматься другими проблемами. А если есть силы и возможности уделять внимание аэропорту, то, как и раньше предлагалось специалистами гражданской авиации, надо удлинить взлетно-посадочную полосу аэропорта «Центральный», чтобы он мог принимать все типы самолетов вне зависимости от направления ветра, чтобы они могли садиться с другой стороны, а не пролетали над центром города. Хотя, ­надо заметить, самолеты каждый день идут на посадку аккурат над моим домом, и меня это ни капли не беспокоит.

Аркадий Никитченко, директор компании «Студия Рекламные технологии»:
– «Федоровка» – такая же многоразовая «потемкинская деревня», как и метро. И всем давно все очевидно. Поэтому что-то комментировать сложно. Я априори не верю ни одной инициативе сверху, которая касается всех, но не выносится на открытое обсуждение. Тогда надо признать, что в наших кабинетах сидят цари или гении и мнение «черни» их не интересует, либо констатировать, что эти инициативы выдвигаются в интересах небольшого круга лиц и интересы эти понятны.

Владимир Филиппов, совладелец «Бутырского базара»:
– Аэропорт для Омска – проблема далеко не ­самая насущная. Да, проблема с «Федоровкой» существует, и она может разрешиться, только если найдется реальный инвестор, который будет вкладывать туда средства. А вообще, повторюсь, аэропорт для нашего города – проблема десятая, если не сотая…

Сергей Калинин, совладелец ООО «МилкОм», депутат ЗС ОО:
– Не берусь судить, так как не читал этот документ. Но по отчетам могу судить, что такой проект может быть прибыльным. Конечно, нужно обсудить его. Думаю, депутаты и губернатор займутся этим сразу же после каникул. Я считаю, что проект «Федоровки» целесообразен, но в ближайшие пять лет построить новый аэропорт не удастся.

Владимир Герчик, директор ООО «Фирма «Сибтекс»:
– Это просто коррупция в чистом виде. ­Какие ­концессии? Аэропорт «­Федоровка» уже давно похороненный объект! Ее просто используют для отмыва денег. А наши правоохранительные органы, конечно же, не обращают внимание на эту ситуацию. И таких «объектов» у нас много! Это не только метро и «Федоровка», которые у всех на слуху, есть такие и в области. А сколько денег было вбухано в омское метро? Мы платили бешеные деньги: десятки, а то и сотни миллионов рублей просто за поддержание этой дырки. Так и с концессией. Коррупция налицо.

Арсен Пономарев, директор ООО «НоваТор»:
– Я впервые слышу об этой концессии, и поэтому навскидку не могу сказать, насколько честной может быть эта сделка. Но знаете, я вот верю, что объект «Омск-Федоровка» когда-нибудь будет достроен. Вопрос только в том, сколько десятков лет пройдет. Возможно, к тому времени, когда «Федоровку» ­достроят, аэропорты уже будут неактуальны. И это будет космопорт, а не аэропорт.

Евгений Щербаков, генеральный директор ООО «ЦДН «Навигатор»:
– Я уже абсолютно ни во что не верю. С «Федоровкой» омичам морочат голову уже более двадцати лет. Вся эта история, а еще и эпопея с омским метро – просто обогащение деятелей, близких к власти, и я очень сомневаюсь, что впервые за два десятка лет многолетняя традиция нарушится. Хорошо, что вовремя закончилось «строительство» гидроузла – это из той же серии. Властители считают народ за бессловесное быдло, хотя я допускаю мысль, что таковыми мы и являемся. И вообще, по данной концессии у меня много вопросов. Совсем непонятно – при чем тут «Омск-Центральный»? Это просто очередной омский театр абсурда!

«Бизнес-курс» №32 от 26.08.2015 г.