Последнее окно поставки рыбы в Россию — Исландия — закрывается.

В минувший четверг,13 августа, Правительство включило Исландию в список стран, на которые распространяются российские контрсанкции — запрет на импорт ряда продовольственных товаров.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Исландия в 2014 году поставила в Россию 125 тыс. т рыбы и рыбной продукции стоимостью $232 млн, в первой половине 2015-го — 32 тыс. т на $45 млн. При этом в прошлом году Исландия резко нарастила поставки — примерно на 30% к 2013 году, так как под санкции попали другие страны-импортеры, в первую очередь Норвегия, объясняла РБК замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. ​

На отдельных рыбных рынках Исландия является одним из главных поставщиков продукции, потребляемой россиянами, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин. Так, за январь—май 2015-го исландцы ввезли около 100% всего импортируемого в Россию морского окуня, примерно 88% филе сельди, 67% мойвы, 28% скумбрии (см. инфографику), подсчитали эксперты центра Международной торговли на основе данных ФТС.

Потребление сельди в России составляет 400–450 тыс. т в год, рассуждает Фомин, а из Исландии в прошлом году, по данным ФТС, было ввезено 66,2 тыс. т, или 15–17%.

— Раньше 200 тыс. т мы импортировали из Норвегии и Исландии, из которых 70–80 тыс. т приходилось на Исландию, 130–150 тыс. т сами вылавливали на Севере и продавали на внутренний рынок, 250–300 тыс. т добывали на Дальнем Востоке, из которых около 100 тыс. т оставляли в стране, всё остальное шло на экспорт, — продолжает Фомин в интервью РБК.

Из стран, на которые санкции не распространяются, замещать выпавшие объёмы просто некому, подтверждает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков: «Норвегия, Шотландия, Исландия закрыты, остаются Фарерские острова, но никаких объёмов свободных там нет, мы всё, что можно, у них зафрахтовали». На внутреннем рынке похожей рыбы по качеству нет, добавляет Гудков, дальневосточная сельдь в любом случае уходит на экспорт в Азию.

— Действительно, пока сложно сказать, какая страна заменит Исландию в поставках мойвы и сельди, — согласен гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов. — Частично заместить поставки смогут Фарерские острова, Гренландия, Тунис. Россия уже стала больше ориентироваться на внутренний рынок и закупать рыбу с Фарерских островов, но этого недостаточно, — отмечает руководитель аналитического центра Информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. — Фарерские острова могут дать нам 25–30 тыс. т, не больше. Кроме того, контракты расписываются на год вперёд, поэтому сразу же увеличить объёмы экспорта мы не сможем.

Игорь Киборгов