Последнее окно поставки рыбы в Россию — Исландия — закрывается.
В минувший четверг,13 августа, Правительство включило Исландию в список стран, на которые распространяются российские контрсанкции — запрет на импорт ряда продовольственных товаров.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Исландия в 2014 году поставила в Россию 125 тыс. т рыбы и рыбной продукции стоимостью $232 млн, в первой половине 2015-го — 32 тыс. т на $45 млн. При этом в прошлом году Исландия резко нарастила поставки — примерно на 30% к 2013 году, так как под санкции попали другие страны-импортеры, в первую очередь Норвегия, объясняла РБК замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
На отдельных рыбных рынках Исландия является одним из главных поставщиков продукции, потребляемой россиянами, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин. Так, за январь—май 2015-го исландцы ввезли около 100% всего импортируемого в Россию морского окуня, примерно 88% филе сельди, 67% мойвы, 28% скумбрии (см. инфографику), подсчитали эксперты центра Международной торговли на основе данных ФТС.
Потребление сельди в России составляет 400–450 тыс. т в год, рассуждает Фомин, а из Исландии в прошлом году, по данным ФТС, было ввезено 66,2 тыс. т, или 15–17%.
— Раньше 200 тыс. т мы импортировали из Норвегии и Исландии, из которых 70–80 тыс. т приходилось на Исландию, 130–150 тыс. т сами вылавливали на Севере и продавали на внутренний рынок, 250–300 тыс. т добывали на Дальнем Востоке, из которых около 100 тыс. т оставляли в стране, всё остальное шло на экспорт, — продолжает Фомин в интервью РБК.
Из стран, на которые санкции не распространяются, замещать выпавшие объёмы просто некому, подтверждает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков: «Норвегия, Шотландия, Исландия закрыты, остаются Фарерские острова, но никаких объёмов свободных там нет, мы всё, что можно, у них зафрахтовали». На внутреннем рынке похожей рыбы по качеству нет, добавляет Гудков, дальневосточная сельдь в любом случае уходит на экспорт в Азию.
— Действительно, пока сложно сказать, какая страна заменит Исландию в поставках мойвы и сельди, — согласен гендиректор ЦМТ Владимир Саламатов. — Частично заместить поставки смогут Фарерские острова, Гренландия, Тунис. Россия уже стала больше ориентироваться на внутренний рынок и закупать рыбу с Фарерских островов, но этого недостаточно, — отмечает руководитель аналитического центра Информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. — Фарерские острова могут дать нам 25–30 тыс. т, не больше. Кроме того, контракты расписываются на год вперёд, поэтому сразу же увеличить объёмы экспорта мы не сможем.
Игорь Киборгов