Слухи о том, что Евгения Васильева, осужденная на пять лет колонии по делу «Оборонсервиса», была недавно замечена в Москве в отделении банка, заставили Die Welt вспомнить о случаях, когда наказание в российских тюрьмах вместо преступников отбывают двойники, а сами преступники ходят по ресторанам и ездят за границу.

Россия известна суровыми наказаниями - 99% судебных процессов в этой стране заканчиваются обвинительными приговорами. В местах заключения находится почти 800 тыс. человек, хотя не все они виновны, как следует из некоторых вынесенных в прошлом скандальных приговоров. Но сейчас обсуждается не справедливость налагаемых санкций - вопрос в другом: а всегда ли за решеткой сидят именно те, кого приговорили?

Утверждения (опровергнутые главой комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антоном Цветковым, - прим. ред.), что Васильева не отбывает наказание в тюрьме, а находится на свободе, проливают свет на сомнительную ситуацию, сложившуюся в российских органах исполнения наказаний. Наблюдатели гадают: то ли пенитенциарная система настолько неэффективна, что преступникам удается скрыться, то ли она настолько пронизана коррупцией, что осужденные гуляют на свободе, пока за них, возможно, сидят другие.

Случаи, когда речь шла о тюремных двойниках, имели место уже не раз. Бороться с этим намерен Ярослав Нилов. Молодой депутат от партии ЛДПР с двумя однопартийцами хочет добиться более жесткого наказания для виновных в подобных деяниях. Суматоха вокруг Васильевой послужила побудительным толчком, объяснил Нилов в разговоре с Die Welt, и ему хочется извлечь пользу из повышенного внимания к этой теме. По мнению Нилова, он может рассчитывать на поддержку своей фракции. После летних каникул он намерен представить законопроект на рассмотрение парламента.

«Двойникам» Нилов предложил давать до 10 лет тюрьмы, а о тех, кто их нанимает, он сказал: «Они думают, что все могут купить за деньги».

Нилов сказал, что это не чисто российский феномен, но в России такое происходит постоянно. Конкретной статистики нет, однако депутату известны случаи, когда в исправительной колонии сидели не те, кто был приговорен. Подоплека, по его словам, бывает разная: иногда отсидка за другого человека - это способ заработать, иногда к тому, чтобы быть чьим-то «заместителем» в тюрьме, принуждают.

Бильгер, ссылаясь на основателя сайта Gulagu.net Владимира Осечкина, пишет, что известен случай, когда российский арестант с ведома тюремщиков посетил один из московских ресторанов. Другой заключенный совершал «краткосрочные поездки за рубеж», еще один раньше времени вышел из тюрьмы, выдав себя за сокамерника, у которого подошел срок выхода на свободу. Было и такое, что человек отсидел 15 суток за своего брата.

Оливер Бильгер