К некоторым новым членам Общественного совета при Региональной энергетической комиссии Омской области в бизнес-кругах неоднозначное отношение.

По первоначальному замыслу Общественный совет при РЭК, равно как и созданные позже аналогичные советы при многих других структурах региональной власти, должен был обеспечить контроль за работой комиссии, в первую очередь, со стороны общественности (из этого исходит даже само название). Однако на практике, увы, в советы, с одной стороны, власти пытаются насадить «ручных» общественников, не критикующих и не задающих лишних вопросов, а с другой, туда стараются пробиться лоббисты бизнеса разного калибра (в случае с РЭК - в первую очередь представители интересов ресурсоснабжающих организаций-монополистов), тоже пытающиеся иногда маскироваться под кого-то другого.

Эта тенденция хорошо видна на примере последних изменений в Общественном совете при РЭК. Кто туда вошел, скажем, вместо активно и по делу критиковавших комиссию Сергея Мизи и Дениса Кошеля? Например, Виктор Гаак, представленный как председатель Правления СРО НП «Энергоаудиторы Сибири», но большинству омичей известный как многолетний глава местного филиала ТГК-11 (тот самый почти монополист).

Еще одно некоммерческое партнерство - «Омскую коллегию оценщиков» - формально представляет Вадим Грабарь. Почему формально? Потому, что, например, большинству омских строителей г-н Грабарь известен вовсе не как оценщик, а как реальный хозяин электроподстанций по всему городу. Впрочем, косвенное подтверждение куда более тесных связей Вадима Владимировича с электроэнергетикой, чем с оценочной деятельностью, можно найти и по официальной линии - например, он числится учредителем ООО «МЕГАВАТТ СЕРВИС» (основной вид деятельности - передача электроэнергии), ООО «ОМСКРЕМСТРОЙ» (деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей), ООО «ИНТЕГРАЛ» (эта компания, занимавшаяся производством электромонтажных работ, совсем недавно слилась с его же «Сибирским Внедренческим Центром», который тоже не чужд электроэнергетики - ООО занимается «разработкой и реализацией энергоэффективных решений»).

Подконтрольные же г-ну Грабарю подстанции формально являются самостоятельными юридическими лицами - со своими директорами, главными бухгалтерами, а значит, и с расходами на зарплату, автоматически повышающими тарифы для клиентов. Клиентами Грабаря обычно являются те строители или промышленники, у которых не получилось договориться о подключении с МП «Омскэлектро». Причем, как отмечают наблюдатели, Вадим Владимирович почему-то обычно заранее знает, кто к нему придет, то есть - кому не суждено договориться с МП.

Получается, что вместо неудобных критиков под видом общественника от бизнеса (причем бизнеса будто бы не имеющего соприкосновения со сферой деятельности РЭК) в Общественный совет вошел предприниматель, по сути, зарабатывающий на том, до чего не доходят руки у обвешанного долгами «Омскэлектро», пользующийся его бедственным положением и имеющий при этом прямой интерес по регулируемым РЭК тарифам. Решение абсолютно не соответствующее изначально заявленным принципам, но, в принципе, вполне понятное, если, как и многие участники рынка, считать, что за советом и самой РЭК маячит «курирующая» фигура вице-губернатора Станислава Гребенщикова, которого наблюдатели считают недругом «Омскэлектро» (кстати МП, напомним, никак не может получить от РЭК желаемый тариф), желающим тем или иным способом взять предприятие под контроль.

В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвящённых лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.