Сергей Морев, поднявшийся на заказах ВПК, пытается играть в Омске роль Бориса Березовского начала 90-х: диктовать условия городским властям, пытаться садить в губернаторское кресло своих друзей и бросать вызовы бизнесу.

Новые игроки на омском рынке наружной рекламы появляются редко – пожелавшие закрепиться у нас федеральные операторы обозначились уже давно, более-менее крупные игроки из сопредельных регионов тоже в той или иной форме давали о себе знать. На недавних аукционах были замечены представители пока не представленной у нас ярославской рекламной группы «Дрим» – второго по размеру немосковского оператора «наружки», однако в торгах они пока участвовать не стали. Зато совершенно неожиданно на них «засветилось» местное ООО «ДиалогАвиаТревел» – компания, если судить как по названию, так и по прописанным в ЕГРЮЛ видам деятельности, мягко говоря, не совсем профильная. Засветилось неожиданно как для «аборигенов», так и для федералов – из-за активности новичка не смогли выкупить некоторые свои конструкции местные представители Russ Outdoor и «Никэ», то есть, пардон, №1 и №3 в российской «табели о рангах».

Правда, активность эта, по оценке участников рынка, была, во-первых, очень хаотичной – фирма заявлялась практически на все лоты, но в итоге набрала мест, в расположении которых не видно никакой системы. А во-вторых, за ней не угадывалось никаких экономических расчётов – «ДиалогАвиаТревел» переплачивал порою в 2-2,5 раза, хотя с ними никто особо и не торговался. В итоге на последних торгах, ­например, компания ­купила щитов на 2,5 миллиона рублей – и это на кризисном рынке, прямо скажем, не жалующемся сейчас на переизбыток рекламодателей.

В итоге среди старых игроков сразу пошел слух – деньги, которые не считает «ДиалогАвиаТревел», якобы «государственные», если не все, то как минимум на треть. И с ещё большей уверенностью операторы говорят, что хаотично расположенные места новичок скупает под политическую рекламу. Уверенности им в данном случае придавала и личность человека, который, по мнению многих, стоит за новой силой, – считается, что это одиозный промышленник Сергей Морев, которого отдельные конспирологи величают за глаза «теневым губернатором».

Подвести кое-какую основу под это мнение оказалось не так уж и трудно. Основным учредителем (90%) ООО «ДиалогАвиаТревел» в ЕГРЮЛ числится Татьяна Рубан. Она же вместе с Сергеем Моревым была совладельцем ликвидированного в прошлом году ООО «Фирма «ТОТ», является вместе с ним и ещё рядом юридических и физических лиц соучредителем вполне живого ООО «Технопарк-Омск» (фирма, задействованная и в сложной схеме перекрёстного владения собственно агрегатным заводом – он же АК «Омск­агрегат», он же ОАО «Высокие технологии»). А в ООО «Компания «Ирена», где г-жа Рубан числится директором, она вообще смотрится как член семьи Моревых – доля в 10% у неё, 50% – у Моревой Татьяны Павловны, 20% – у Морева Данила Сергеевича и ещё столько же – у Пронниковой Софьи Сергеевны (дочь Сергея Морева замужем за сыном экс-главы облсуда). Полагаем, для доказательства обоснованности подозрений вполне достаточно.

При этом, что интересно, по мнению участников рынка, Морев готовит рекламные места совсем не под близящиеся губернаторские, а под уже следующие выборы (видимо, на сентябрьских перспективах своего товарища Олега Денисенко он поставил крест ещё до того, как это сделал избирком) – в Законодательное Собрание и Государственную Думу. Такой интерес, в принципе, объясним – Горсовет, в частности, да и, можно сказать, городскую власть в целом, хозяин агрегатного завода, по мнению многих наблюдателей, в той или иной мере контролирует уже давно. Красноречивый пример, бурно обсуждавшийся совсем недавно: для какой-то кулуарной встречи, то ли по теме «Омскэлектро», то ли ещё по какой другой, мэр Вячеслав Двораковский ездил к Мореву – официально всего лишь советнику гендиректора завода, – а не наоборот.

Кстати, возвращаясь к теме.  Говорят, как раз после этой поездки мэрия вдруг выдала на-гора новую адресную программу по наружной рекламе. Сейчас «теневой губернатор», видимо, строит планы на губернию. И «наружка» здесь логично дополнит электронные СМИ, интерес к которым Сергей Александрович демонстрирует уже давно. Напомним, факт переговоров с Моревым подтверждала, в частности, учредитель РИА «НДС» (РБК ТВ в Омске) Наталья Николенко, ходили слухи и о покупке хозяином агрегатного завода ИА «Омск-Информ» (совладелец агентства Юрий Епанчинцев переговоры о продаже интернет-ресурса отрицает, что, впрочем, по данным источников «БК», не мешает второму совладельцу и директору Марине Вздорновой регулярно ездить к Мореву за ЦУ как на работу). Уже «подтягивает» владелец агрегатного завода и соответствующие кадры – по неофициальным данным, недавно к нему на работу с поста директора «Первого городского телеканала» перешел Максим Астафьев, бывший заместитель генерального директора ГТРК «Омск» («12 канал»).

Если уже имеющееся влияние г-на Морева и намерения его упрочить, а также первоначальные планы поддержки Денисенко совместить с возможным получением государственных денег (впрочем, почему возможным – в любом случае основным заказчиком завода является российская «оборонка», то есть государство) – картина выходит любопытная. Человек за государственный счёт пытается (и небезуспешно) «свалить» представителей сначала муниципальной, а затем уже и государственной же власти, заменить их своими людьми. И речь идет не о каком-то интеллектуале с кристально чистыми помыслами и золотым запасом безупречного происхождения, а о человеке, который, как выражаются омские бизнесмены, «криво приватизировал» государственный оборонный завод. Человеке, который получил степень доктора экономических наук от диссертационного совета при… Торгово-промышленной палате Владимирской области (где и как он получил кандидатскую степень – история умалчивает). Говорят, много фактов, по сравнению с которыми вышеприведённые – «ещё цветочки…», было в уже, можно сказать, мифическом уголовном деле, которое будто бы заводили на г-на Морева несколько лет назад – и все тома которого будто бы благополучно сгорели при пожаре.

Почти неприлично при этом выглядит практически полное отсутствие противодействия со стороны областных властей. А ведь инструмент воздействия на чересчур «политизированного» бизнесмена у них есть – это 30% акций его предприятия в областной собственности. Возможно, если предложить этот пакет какой-нибудь из оборонных госкорпораций, в которых силовики сейчас активно наводят порядок, – агрегатный завод со временем начал бы тратить деньги по назначению.

В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвящённых лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.