24 июля празднует свой день рождения одно из ведущих предприятий космической отрасли России, омское ПО «Полет». В этот день в далеком 1941 году в омский завод №166 влили эвакуированные предприятия, хотя на самом деле история завода началась раньше.

Недавно мои коллеги обнаружили артефакт, который напрочь изменил лично мне известную историю одного из самых больших оборонных заводов, авиазавода №166, более известного всем как производственное объединение «Полет». Утверждалось, что он был образован в Омске в 1941 году на базе эвакуированных с запада страны заводов, однако совсем недавно на территории «Полета» нашли самые обычные весы, табличка на которых гласила, что это весы с завода №166, инвентарный №8, 1940 г.

без1.jpg

Подробности открыли удивительную историю. Оказывается, завод №166 изначально строили в Омске как авиа- и двигателестроительный. Располагался он на территории современного завода им. Баранова. Именно по этой причине прямо за его территорией построили аэродром, ныне пр. Космический.

 без1.bmp

Именно сюда, на территорию омского завода №166, эвакуировали авиационные заводы №156 и №81 из Москвы, присоединив их в заводу №166. Однако затем началась эвакуация завода №29 из Запорожья, и в уже Омске ему определили территорию завода №166, а сам этот завод переселили на соседнюю территорию недостроенного автосборочного завода. Таким вот образом завод №166 занял свое постоянное место. Кроме него мощности завода располагались на территории аэродрома в Кировске и напротив старого мясокомбината, сейчас там ОАО «Сатурн». Там, в частности,  располагалось КБ, где работали Туполев, Королев, Мясищев и другие известнейшие авиаконструкторы.

Продукция завода №166 во время войны известна. Это, во-первых, бомбардировщик Ту-2, который, и это исторический факт, изначально задумывался как самолет, призванный атаковать британские военные корабли. Однако потом ситуация изменилась и его начали проектировать как фронтовой бомбардировщик. В Омске его сделали и довели до ума, выпустив 80 машин. После чего производство передали в Казань и другие заводы, где в итоге произвели более 2500 этих самолетов.

Второй продукт завода №166 - самые массовые Великой Отечественной войны истребители Як-7/Як-9 и их модификации. Омский завод произвел их более 3000 штук. Все самолеты взлетали с заводского аэродрома, который располагался, как уже было написано выше, на месте нынешнего Космического проспекта.

После войны завод №166 производил бомбардировщик Ил-28, первый реактивный бомбардировщик в СССР. Самолеты этого детали до 1980-х гг, возили матрицы для редакций газет, использовались ПВО в качестве мишеней. С 1956 года завод №166 перешел на производство первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 и его модификаций. Всего на заводе сделали 65 самолетов, для взлета которых был построен новейший аэродром за пос. Чкаловский.

 Ор_ту104.jpg

С 1958 году в судьбе омского авиазавода произошла крутая перемена, которая и определила его всю дальнейшую судьбу. В СССР появился новый род войск - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Срочно требовалось развернуть серийное производство баллистических ракет, для этого использовали готовые заводы, которые перепрофилировали под военные нужды. Первой ракетой завода №166 стала самая массовая ракета средней дальности 8К63 или Р-12, затем ее шахтный вариант Р-12У. Завод произвел ее более 500 штук.

Чуть позднее на заводе №166 развернули производство межконтинентальных ракет 8К64 или Р-16, созданных как и ракеты Р-12 в ОКБ №586 из Днепропетровска, которое даже открыло в Омске свой филиал №1, который функционировал тут с 1961 по 1965 годы. Всего было развернуто 186 пусковых установок, почти все ракеты для них сделали в Омске, всего ракет было произведено около 330 штук.

В 1964 году в Омск на завод №166 передали практически полностью опытное производство ракеты 8К81 или УР-200. В производственной кооперации участвовали завод №20 (Агрегатный) и завод №29 (Баранова). Ракета в итоге в серию не пошла, хотя испытания были успешными, омские заводы произвели около 20 ракет, после чего производство было свернуто, а на смену 8К81 пришла 8К84 или УР-100, самая массовая ракета времен СССР, которая была развернута в количестве 990 единиц. Завод №166 после освоил производство и ее модификации ракеты 15А20.

Еще одной военной разработкой ОКБ №586 была ракета средней дальности 8К65 или Р-14. Ее так же передали для производства в Омск. Но развертку ракет Р-14 ограничили, Омск произвел их очень мало, однако готовое производство приспособили в 1968 году для гражданского варианта Р-14 ракеты «Космос-3М», которую будущий «Полет» производил почти 30 лет.

С началом производства ракет «Космос-3М» завод №166 был преобразован в ПО «Полет», который был переориентирован в значительной степени на мирный космос, но это уже совсем другая история. Три ордена, которыми был награжден «Полет», свидетельствуют – эта история была очень и очень интересной.

Игорь Федоров