21 июля 1965 года из позиционного района личным составом 290 ракетного полка в Омске был произведен первый в истории РВСН учебно-боевой пуск ракеты из шахтной пусковой установки. Это было эпохальным событием для того времени!

В истории Омска есть множество событий, в которых наш город был первым или единственным или одним из очень немногих. Не обо всех из них известно широкой публике. Ровно 50 лет назад, 21 июля 1965 года, как раз и произошло такое событие – успешный учебно-боевой пуск (УБП) ракеты 8К75 из шахтной пусковой установки (ШПУ), расположенной в позиционном районе омского ракетного полка (в/ч 54106).

До того УБП межконтинентальных ракетиз ШПУ осуществлялись исключительно на полигонах, Байконуре и Плесецке, но это не соответствовало условиям, максимально приближенным к боевым, нужен был пуск из штатной шахты, расположенной где-нибудь в месте дислокации ракетного полка на просторах нашей огромной страны.

Омск был выбран по нескольким причинам. Во-первых, сам позиционный район позволял осуществить УБП без риска падения ракеты или ее отделяемых в процессе полета отработанных ступеней на жилые дома и поселки. Во-вторых, рядом в Омске размещался штаб 7-го отдельного ракетного корпуса с начальством. В-третьих, размещенные в шахтах под Омском ракеты 8К75 были не так давно приняты на вооружение и требовалось проверить в деле именно их. Позиция омского полка представляла собой типовой групповой стартовый комплекс 8П775 «Десна», с тремя ШПУ: «А», «Б» и «В».

О принятом решении доложили руководству области и лично Манякину, он попросил личного присутствия на УБП, ему дали добро. Спешно рядом с боевой площадкой подготовили специальный наблюдательный пункт. Туда прибыли кроме Манякина главком РВСН маршал Крылов, командующий войсками СибВО Иванов, были представители КБ Королева, разработчика ракеты. Сам Сергей Павлович, увы, приехать не смог.

Эмоциональное напряжения дежуривших под землей ракетчиков было огромным. Да, все они имели опыт пусков с полигона, но тут все совсем иначе, обстановка максимально приближенная к боевой. Для пуска была определена шахтная установка «В», ласково названная ракетчиками «Верочкой». После нажатия кнопки «Пуск» откатилась защитная крышка шахты, а под землей как будто возник вулкан и подземный КП задрожал. Потом что-то быстро прокатилось по пусковому стакану шахты, и наступила тишина.

С наблюдательного пункта высоким гостям было видно, как в районе ШПУ стала образовываться огненная полусфера, увеличивающаяся в размерах, ее медленно стала прорезать ракета, которая, ускоряясь, вскоре быстро унеслась ввысь. В этом момент все обнялись и начали поздравлять друг друга, а потом бегом побежали к месту пуска.

Поднявшихся оттуда ракетчиков встречали как героев космоса. История сохранила нам их фамилии. Это генералы Евстигнеев (от штаба РВСН) и Гнидо (от штаба корпуса), полковники Сасько и Грязнов (командир полка), подполковники Рябенко и Зорин, майор Макаренко, капитаны Гудимов, Алексеев, Михайлов, Хортиков. Однако даже в этот торжественный момент две оставшиеся ШПУ продолжали нести вахту под землей, готовые выполнить приказ Родины.

Игорь Федоров