Запад с самого начала отнесся к планам Киева с недоумением: российско-украинская граница простирается примерно на 2 тыс. км, и возвести стену такой протяженности стало бы поистине геркулесовой задачей. Анонсированное украинском премьером Яценюком строительство первой «оборонительной линии» сожрало бы миллиардные средства, которых у Украины нет. В настоящее время Украина, которая бы безусловно обанкротилась без западного пакета помощи в размере 40 млрд долларов, ведет переговоры с кредиторами о частичном списании ее долгов.
Изначально стена на границе с Россией, согласно заявлению Яценюка, должна была отрезать сепаратистов Восточной Украины от поставок из России. Идея даже нашла широкую поддержку среди украинского населения, а в социальной сети Facebook появилась группа, быстро набравшая 10 тыс. участников, среди требований которой было увеличение высоты сооружения до 10 метров.
Тем не менее проект раскритиковали как в пророссийском, так и в прозападном лагере на Украине. Пророссийские политики из «Оппозиционного блока» раскритиковали его как «предвыборный пиар» и назвали стену Яценюка «памятником преступному и коррумпированного руководству», а Юлия Тимошенко отметила, что стена не имеет никакой значимости с военной точки зрения, так как «мир уже не живет в Средневековье, и если русские и нападут, то вооружены они будут не топорами и дубинками». В ответ на критику премьер Арсений Яценюк заявил, что снабдит недовольных «билетом на ту сторону границы».
Со временем в Киеве осознали, что понятие «стена» не вызывает положительных ассоциаций на Западе, и заговорили о «европейском вале» или «линии достоинства». Не столь агрессивно, как хотели вначале, продвигается и реализация проекта. Даже Яценюк больше не хочет строить бетонную стену, готовый ограничиться видеокамерами с датчиками движения.
В итоге вместо стены на некоторых участках границы появилось металлическое заграждение с наблюдательными вышками, а также выкопано 150 км траншей и противотанковых рвов.
Всего на строительство планируется потратить 200 млн долларов и, по словам Яценюка, в финансировании участвуют западные страны. Мол, Брюссель требует усилить границы перед тем, как для украинцев отменят визы в ЕС, что, согласно обещанию Порошенко, должно произойти уже в 2016 году.
Между тем среди украинцев энтузиазм по поводу стены также сошел на нет: в группе поддержки в Facebook последняя запись датируется январем.
Беньямин Биддер