Страшная авария с участием муниципального автобуса, в которой погибло 16 человек, приковала внимание к проблемам городского пассажирского транспорта. Коллеги и родственники погибшего водителя рассказали об удручающем состоянии автопарка, о том, что даже необходимый ремонт приходится делать за свой счет, о том, как переутомляется персонал, работающий в несколько смен. ПАТП №4 после следственных проверок парализовано - на рейсах практически нет автобусов, а руководитель заключен в СИЗО, и нет гарантии, что в работающих пассажирских предприятиях ситуация иная. Картина выглядит безнадежной. Есть ли «выезд» из тупика, в котором находится городской транспорт?

Михаил Курцаев, владелец компании «Бакалея-Сервис»:
– Конечно, есть, если вернуть деньги, украденные при прошлой администрации. Вы поднимите архив новостей – там больше 100 млн «налево» только при банкротстве МУПов ушло (см. материал «Круговая порука, или История о том, как омские чиновники, депутаты, судьи, прокуроры помогают большим людям красть и отмывать деньги горожан якобы законным образом» в «БК» №28(355) от 28.07.2010). Причем мэрия явно не очень интересовалась ходом банкротства, на заседания их люди не ходили – о чем это может говорить? Вернуть наворованное и сменить нынешнюю бестолковую администрацию – все шансы у транспорта будут.

 

Александр Лихачев, председатель областного Общества потребителей в сфере ЖКХ:
– Администрация должна озаботиться подбором качественных кадров. Вся ситуация с нынешним общественным транспортом – зеркальное отражение хозяйственного положения области. В свое время Осинский «постарался», сократив многие маршруты, но сейчас, хоть у власти и профессионал, размер субсидий не позволяет реанимировать положение. Нужна именно такая власть, которая сможет найти средства на развитие транспорта. Устаревшие машины, низкие зарплаты, переработки персонала – это все следствие. А при нынешнем равенстве тарифа, понятное дело, весь город пересядет на маршрутки, что окончательно добьет муниципалов.

 

Александр Воронов, директор ООО «СТЭНЛИ»:
– Надо достойно финансировать общественный транспорт. Сейчас утвержденная РЭК себестоимость пассажирских перевозок для автобусных предприятий составляет 21 рубль, а должна, по нашим подсчетам, – 28 рублей. Какой тариф установлен – вы в курсе, состояние нашего бюджета, из которого нам компенсируется эта разница, – тоже. Понятно, что приходится идти на всяческие ухищрения в целях экономии – отсюда утомленный персонал, старые машины... Положение дел способны исправить только деньги.

Олег Денисенко, депутат Госдумы:
– Я могу сказать только следующее: когда на чашах весов будет безопасность жизни граждан и меньшее количество транспорта, то я, конечно, выбираю безопасность. Поэтому ясное дело, что автобусы в безобразном состоянии. Но это еще не главная причина. Основная причина этой аварии заключается в том, что нещадно эксплуатируют людей: не хотят платить, берут меньшее количество водителей, они большее количество времени проводят за рулем, усталость и как итог вот такие трагедии. Но опять-таки виноваты не водители, а те контролирующие органы, которые должны смотреть и не допускать этого, то есть чиновники. Как выстроена работа в правительстве, как выстроена работа в мэрии, в районах, так это все и происходит. Поэтому я считаю, что единственный выход – менять власть. Будет смена власти – будут другие люди, которые будут работать по-другому.

Николай Артемьев, руководитель НП «ОмскАвтодор»:
– Нужно менять тарифную политику и наконец-то прийти к государственно-частному партнерству. Печальная судьба муниципального транспорта давно предрешена, сейчас же он вообще стоит на коленях. Ну не может при таких неадекватно низких тарифах на перевозку обновляться подвижной состав, а персонал не перерабатывать при дефицитной зарплате. При отсутствии должного финансирования никакого развития не будет! Я ратую за государственно-частное партнерство, потому что сам по себе общественный транспорт убыточен.

Алексей Сокин, депутат Горсовета:
– Выйти из ситуации можно правильной организацией работы на предприятии. Во-вторых, необходимо обеспечить реальную потребность предприятия ресурсами: замена колес, технический осмотр транспортного средства, приобретение комплектующих, замена старых автобусов на новые. На этом нельзя экономить! Тариф на транспорте и городской бюджет должны обеспечить безопасность пассажиров!
А сколько суммарно было аварий с участием пассажирских «Газелей»? Но авария с участием муниципального транспорта «прославила» нас на всю страну. Впереди лифты, отслужившие свой срок эксплуатации, а мы – жители – не хотим 6 руб. 70 коп. с 1 кв. м платить на капитальный ремонт дома.

Павел Кручинский, директор по развитию ЗАО «МИАРД», экс-директор городского департамента экономической политики:
– Чуда не произойдет, если не будет общей программы развития транспорта в городе. Ситуация очень «не очень»: износ парка, несоответствие тарифов затратам на содержание транспорта. На эту сферу стоит обратить особое внимание: от проблем легкого рельсового транспорта до замены «маршруток» на более вместительные.
Нужно брать российских и международных экспертов и заниматься стратегическим планированием. Если мы будем лишь латать бреши «по факту», через два-три года будет еще сложнее и еще хуже.

Юрий Глебов, почетный гражданин Омска:
– Общественный транспорт имеет большой процент износа, поэтому ему требуется ежедневный контроль и проверка технического состояния. Это неизбежно, что такие аварии есть и будут. На обновление парка нужны деньги, а денег, я так понимаю, у нас негусто. По­этому быстро поменять общественный транспорт не получится. В свое время Рощупкин и Шрейдер покупали новый автопарк в кредит. Учитывая нынешнее состояние экономики Омской области, я думаю, что сейчас банки вряд ли пойдут на это.

Павел Акимов, общественник:
– Главам города и реги­она стоит оторвать задницу от кресел и отправиться искать необходимые средства. Те, кто занимает эти посты сегодня, за все прошедшие годы доказали, что они этого сделать не в состоянии. Так что на следующих выборах горожанам надо выпнуть того, кто не может развивать общественный транспорт, и выбрать того, кто с этой задачей способен справиться. Создание эффективно функционирующей системы, которая бы отвечала в том числе и всем необходимым параметрам безопасности, требует перекраивания всей городской политики, смены приоритетов относительно общественного транспорта, который должен стать важнее частного, и очень больших вложений, которые нищие городской и областной бюджеты себе позволить не в состоянии.

«Бизнес-курс» №25 от 08.07.2015 г.