Основные кандидаты на предстоящие губернаторские выборы определились, теперь остались нюансы. Один из главных - за счет чего, или, вернее, кого будут финансироваться предвыборные кампании главных претендентов.
Мы говорим только об основных претендентах - врио губернатора Омской области Викторе Назарове и кандидате от КПРФ, депутате Госдумы Олеге Денисенко - просто потому, что остальные возможные участники предвыборной гонки явно не преследуют цель ее выиграть, а, значит, вряд ли будут рисковать сколь-нибудь серьезными финансовыми ресурсами.
До недавних пор едва ли не единственным источником финансирования кампании г-на Денисенко считался его давний приятель, хозяин агрегатного завода Сергей Морев. Также ходили слухи о деньгах от «Омских кабельных сетей» Дмитрия Павлова, но позже это финансово-информационный ручеек вроде бы иссяк и сейчас ни о каких проявлениях политических амбиций со стороны клана «камерцелевских» не слышно.
Однако в последнее время буквально со всех сторон стали говорить, что Морев, как минимум, прекратил финансирование Денисенко, а, как максимум, и вовсе перекинулся в лагерь главного противника.
Кто-то утверждает, что хозяина агрегатного завода переманили пряником с надписью «Омскэлектро», на который бизнесмен будто бы давно облизывался.
Другие наблюдатели считают эту версию чушью, поскольку, во-первых, «пряник» с миллиардным долгом - «совсем не торт», а во-вторых, у областных властей пока нет надежного рычага, с помощью которого это МП можно было бы оторвать от муниципалов, усиленных недружественным Назарову вице-губернатором Игорем Бондаревым.
Третьи эксперты замахиваются еще шире: Назаров будто бы готов даже отдать не пряник, но целый торт «Омск», вишенкой на котором будет большое кресло для сателлита Морева городского депутата Игоря Погребняка - сначала спикерское в Горсовете, а там и до поста сити-менеджера недалеко.
Скептики же намекают, что в ход был пущен кнут, причем большой - на Морева, завод которого работает на ВПК, будто бы надавили из Москвы по линии «Рособоронэкспорта». Есть и точка зрения, что хозяин агрегатного завода сам играл до поры до времени за Денисенко, просто шантажируя областников, заставляя их обратиться к нему с каким-нибудь выгодным предложением (судя по приписываемому Мореву интересу к «оптовой скупке депутатов» - предложением очередного высокого кресла для очередного его протеже). Амбициозный промышленник четко понимает, что власти могут предложить ему что-то и уже сейчас, и позже, тогда как Денисенко - только в случае маловероятной победы на выборах.
Конечно, надо учесть, что примерно в то же время, когда, по слухам, г-н Денисенко лишился поддержки г-на Морева, он, наконец-то, стал официальным кандидатом от КПРФ, а значит - получил, по идее, доступ к партийной кассе. Но, даже несмотря на то, что омская парторганизация всегда считалась одной из наиболее крепких в финансовом плане по стране, вряд ли нынешнее «золото партии» способно заменить прежние дружеские вливания, да и в принципе широко сыпать деньгами местные коммунисты не любят.
Многие источники сходятся в том, что к сбору средств для Денисенко уже приступил и инициатор так и не состоявшегося первого общегородского референдума, глава ИСК «ДомСтройОмск» Дмитрий Передельский и президент Федерации самбо и дзюдо Омской области Владислав Юрьев. Любопытно, что совсем недавно г-н Юрьев неформально позиционировал себя как советника действующего губернатора. Но вряд ли этот тандем может заменить одного Морева и даже с поддержкой упомянутой парткассы собрать 300-400 миллионов рублей, в которые сейчас некоторые политтехнологи оценивают грядущую кампанию (официальный бюджет КПРФ по всей стране за прошлый год всего втрое больше - около миллиарда рублей).
В кулуарах обсуждают и «оборотную сторону» уже упомянутой темы с «Омскэлектро» - якобы муниципалы вкупе с Бондаревым волей или неволей поддерживают Денисенко, противодействуя попыткам областников расплатиться кое с кем этим активом. Но оценить этот возможный дополнительный приток в рублях, понятно, никто не берется.
У действующего главы региона, пусть и с приставкой врио, все, с одной стороны, проще – есть поддержка Кремля, мощный местный административный ресурс, стоящий намного больших денег, и областные СМИ, готовые прославлять его за бюджетный счет. В принципе, для победы уже достаточно. Но и «неофициальную» предвыборную кампанию ему все же придется вести. Хотя бы просто для того, полагает в интервью БК55 политолог Иван Жуков, чтобы застраховаться от «побочных» проблем типа неожиданных исков в суд, совсем уж неприлично низкой явки и т.п. Для решения этих вопросов без необходимости вмешательства Кремля и нужны деньги. Их может дать, как рассуждает тот же г-н Жуков, «заинтересованный в результатах выборов бизнес, которому можно, к примеру, пообещать место на выборах в Заксобрание, Думу, пост сенатора. Кандидат от власти может «поторговать» еще обещаниями каких-то будущих преференций – контрактов, постов в исполнительной власти».
«Бизнес-курсу», например, уже известно, что высокопоставленные областные чиновники спрашивали успешных омских бизнесменов – не интересны ли тем сенаторские места. Кто-то при этом может торговаться не за новые преференции, а за сохранение старых. В этом контексте, в частности, упоминают сенатора Андрея Голушко. Недавно, напомним, прошел слух, что Виктор Назаров, вроде бы, планирует «продавить» через Заксобрание (напомним, г-н Голушко представляет в Совете Федерации, в отличие от Игоря Зуги, не регион как таковой, а именно его парламент) его замену на Ивана Полякова. И вот уже новые разговоры в кулуарах – Голушко договорился с Назаровым, все в порядке. При этом, заметим, Андрей Иванович способен поддержать Виктора Ивановича сразу и финансово, и «морально» – с помощью своего медиахолдинга. А вот, кстати, упомянутый г-н Зуга, говорят, место в сенате потеряет – не только из-за денег (которых он не давал), а, так сказать, по совокупности факторов.
В общем, как пошутил один из наблюдателей, полный список спонсоров нового губернатора можно будет составить по результатам следующих выборов в Госдуму, Заксобрание и голосования за кандидатуры сенаторов – ищите нужных бизнесменов в списках правящей партии и среди одномандатников.
Понятно, что в этих сделках дурно пахнут как доходные, так и расходные операции («БК» известно о поступавших независимым СМИ от представителей действующих областных властей предложениях «поработать на них»), но, как говорится, цель оправдывает средства, а если при этом еще и не пойман… Хотя некоторые обсуждаемые в кулуарах схемы уже настолько «на грани фола», что очень хочется, чтобы прокуратура и КСП обратили свой взор в ту сторону.
Например, некоторые наши источники не исключают варианта с финансированием за счет бюджетных субсидий и дотаций, выделяемых местным бизнесменам. Некоторые из постоянных получателей таких дотаций сейчас, будто бы, испытывают проблемы в бизнесе, которые они хотят решить через занятие политических постов, например, в том же Совете Федерации. И в обмен на эти посты они, якобы, готовы «откатить» только что полученные очередные транши из бюджета. Нам даже называли предполагаемую сумму такого отката – 200 миллионов рублей, из которых 100 миллионов чуть ли не в прошлом месяце перечислили. Хотя конкретно в этих цифрах многие сомневаются – не стоит, мол, сенаторское кресло столько, оно больше «декоративное» (вот если мандат депутата Госдумы, который и на прием к федеральному министру куда легче может записаться, то да, там ценник будто бы около $5 миллионов). Понятно, что просто так дотации потратить нецелевым образом нельзя, их расходование все, пусть часто формально, но проверяют. В описываемом нашим собеседником случае формальности будто бы были соблюдены через закупку техники – на бумаге новой, а на самом деле бэушной.
Кстати, среди тех, кто, по мнению экспертов, интересуется высокими выборными должностями и при этом постоянно получает подпитку из регионального бюджета в последнее время все чаще называют бизнесмена Владимира Седельникова. Напомним, в «БК» уже была версия, что именно подготовкой к грядущему получению сенаторского статуса (взамен вышеупомянутого г-на Зуги) и объясняется участие обычно пассивного и закрытого главы совета директоров агрохолдинга «Дружино» в такой публичной процедуре, как праймериз «Единой России» по определению кандидата от партии на губернаторские выборы. Тогда в качестве возможной причины ставки Назарова на Седельникова называлась благодарность Леониду Полежаеву за, будто бы, пролоббированное в Москве назначение этих досрочных выборов. А Седельников, напомним, был, по данным журналиста Леонида Мутовкина, женат на племяннице ЛКП, что в свое время очень помогло ему в «освоении» завода «Электроточприбор». Но, возможно, все проще – г-н Седельников стабильно входит в топ самых богатых омичей по версии «Бизнес-курса», в прошлом году, например, его состояние оценивалось больше чем в миллиард рублей – есть чем помочь губернатору при надобности.
Мы, кстати, отправили в облправительство запрос о сумме субсидий, выделенных агрохолдингу г-на Седельникова, который, по мнению некоторых бизнесменов, сам по себе, без бюджетных дотаций убыточен. Не зря против подобного субсидирования в свое время даже активно (хотя в итоге и безуспешно) выступал, между прочим, товарищ Седельникова по партии – глава «Компура» Димитрий Галаванов. Косвенно важность субсидий для бизнеса Седельникова подтверждает, например, и оперативность, с которой он в свое время перетянул к себе на работу Дениса Денежкина, занимавшегося в минэкономики как раз подобным бюджетным финансированием. И уже при г-не Денежкине (это пока – просто совпадение), напомним, агрохолдингу пообещали новые субсидии в следующем году, причем пообещали на самом высоком уровне – лично тогдашний глава российского минсельхоза Николай Федоров во время визита на предприятие.
По непроверенной информации, силовики уже длительное время проверяют предприятие как раз на предмет расходования бюджетных средств, но, подозреваем, проверяющие могут быть весьма лояльными к бывшему коллеге. Владимир Лукьянович, если кто не помнит, успел сразу после вуза поработать в прокуратуре, и даже, говорят, успел подружиться там с Юрием Светенко, нынешним начальником отдела документационного обеспечения прокуратуры Омской области, а ранее - прокурором сначала Ленинского, затем Советского округов (и «по совместительству» мужем зампреда областного суда). Не помнить этот факт, кстати, могут многие – если уж сам Владимир Лукьянович в своей биографии на персональном депутатском сайте sedelnikov.org вообще не упоминает о работе в прокуратуре и фонде имущества. Нет там информации и об управлении ПО «Электроточприбор», за годы которого завод «съежился» в несколько раз, его бывшие цеха оказались заняты офисами, автосалонами и принадлежащим Седельникову ночным клубом «Атлантида», а в бывшей лыжной базе предприятия, что на берегу Иртыша в Парке Победы, поселился, по неофициальным данным, сам предприниматель.
В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.