Политолог Иван Жуков поделился с БК55 своим мнением по поводу предстоящих выборов губернатора Омской области.


- Иван Константинович, для вас вообще есть какая-нибудь интрига в предстоящих выборах?
- Нет, все совершенно очевидно. Причем интриги нет как в основных вопросах, так и в деталях типа возможности второго тура. На своей странице в соцсети я уже выкладывал свое мнение по этому поводу. Метафорой этих выборов может являться дореволюционная свадьба - якобы страсти кипят, невеста в обмороке, но на самом деле отцы семейства давно уже все решили. Выборы сегодня - это не больше чем ритуал. Кремлевские политологи даже придумали такой термин - выборы референдумного типа (от слова референдум) - с их помощью власть просто узнает, сколько процентов населения в данном субъекте федерации одобряют политику Кремля.

- Блогер БК55 Александр Минжуренко выложил у себя информацию, будто бы единороссы пытаются не дать Олегу Денисенко пройти муниципальный фильтр, разными способами перетаскивая на свою сторону депутатов-коммунистов в некоторых районах области.
- Вообще-то Кремль дал регионам установку на проведение честных, конкурентных выборов. В переводе на русский это означает, что манипуляции возможны, но в ограниченных объемах, без крайностей. Если ЕР не даст Денисенко пройти муниципальный фильтр - это будет скандал. Да и для Виктора Назарова тогда выборы, по сути, потеряют свою легитимность.

- Вы сказали, что интриги нет даже в нюансах, в том числе и по второму туру. То есть, по вашему мнению, его точно не будет?
- Правило таково, что кандидат, одобренный Кремлем, должен победить в первом туре. Редко, но бывают пограничные ситуации. Например, в прошлом году в Республике Алтай переизбирался весьма слабый губернатор Бердников. Ему еле-еле удалось перевалить за 50% (в других регионах кандидаты от власти уверенно набирали 70-80% и даже свыше 90%). Его основной оппонент дошел до Верховного суда, пытаясь оспорить этот результат и настоять на проведении второго тура. Впрочем, в итоге ему это не удалось. Чаще всего, если кандидаты от власти чувствуют какой-то риск, то они предпочитают договариваться с соперниками, предлагая им какой-нибудь пост, например, кресло сенатора.

- Как вы думаете, Назаров ведет переговоры с КПРФ?
- Не знаю. Возможно. Но на мой взгляд, если и вести подобные переговоры, то только до момента выдвижения кандидата. Потому что если сегодня кандидат от КПРФ вдруг «исчезнет», то это будет уже серьезный скандал, окутанный множеством слухов, упреков – как в адрес власти, так и самой КПРФ. Ни тем, ни другим это не выгодно.

- Насколько «грязной» будет эта предвыборная кампания?
- Да нет, у нас и так грязи достаточно - сложно набросать больше. Мне вот только лично интересно, будут ли между кандидатами дебаты? Это было бы интересно. У нас в большинстве регионов врио - люди недостаточно публичные и харизматичные, не самые сильные ораторы. Я бы на месте оппозиции педалировал эту тему.

- На ваш взгляд, скажем так, туманное семейное положение Денисенко может повлиять на выбор избирателей?
- Если у нас сам президент разведен, то чего требовать от кандидата в губернаторы? У нас же не США, где на предвыборных плакатах обязательно должны быть муж, жена и, как минимум, пара улыбающихся детей.

- У кандидата от КПРФ вообще есть шансы хоть на что-то?
- У него есть шанс повысить свою узнаваемость, как в свое время у Игоря Михайловича Зуги на мэрских выборах. КПРФ правильно сделала, что выдвинула не Кравца, а Денисенко. Кравца и так знают в регионе, а выдвинув Денисенко, коммунисты таким образом смогут хорошо «прокачать» для последующих думских выборов по одномандатным округам. Нужно помнить, что проблемы с яркими одномандатниками есть у всех партий, а КПРФ, если мне не изменяет помять, сейчас на третьем месте по покрытию кандидатами округов. Уступает ЕР и ЛДПР.

- То есть, Виктору Ивановичу уже можно расслабиться?
- Ну, избирательную кампанию все же вести надо, чтобы не было каких-нибудь неожиданностей - типа судов, необходимости вмешиваться Кремлю, совсем уж низкой явки и т.п. Но «войны смертельной» точно не будет.

- Ваша логика понятна. Но, с другой стороны, к Назарову у населения области есть множество вопросов и претензий – его дружки типа Гамбурга, его в целом провальная кадровая политика с постоянными отставками и даже посадками министров… Многие просто называют его слабым и безвольным руководителем. Разве это не дает шанса на успех экс-силовику Денисенко?
- Я думаю, негативная реакция проявится скорее либо как нежелание вовсе идти на выборы, либо как явка с намерением просто испортить бюллетень. Да, у Назарова много проблем, но и его конкуренты не многих воодушевляют. Конечно, Денисенко, думаю, еще попытается традиционный коммунистический электорат расширить за счет молодежи и - да - критически настроенных к Назарову людей. И я бы сказал так - на сегодня ход за ним. Я лично не знаком с Олегом Ивановичем, не знаю и настроения в обкоме КПРФ - готовы ли они, что называется, идти до конца или, как сейчас модно говорить, все же вступят в консенсус с властью.

- Что вы имеете в виду под «идти до конца»?
- Настоящее желание победить. Качественную и в меру агрессивную предвыборную кампанию. Работу с избирателями. Эффективную критику власти. Даже обращения в суд, если будет необходимо.
Если все будет идти так, как идет сейчас, - а до выборов осталось уже мало времени - их исход предрешен. Впрочем, пока молчание штаба коммунистов понятно - они занимаются прохождением муниципального фильтра.

- Сколько стоит качественная предвыборная кампания? В СМИ назывались суммы порядка 300-400 миллионов рублей. И где, на ваш взгляд, основные претенденты будут брать деньги?
- Точных цифр я не знаю. Есть такое правило: кампания стоит столько, сколько за нее готов заплатить кандидат. Другое дело – хватит ли этого. Да, вполне возможно, что от 300 миллионов. Кто может дать деньги? - Ну понятно, что у врио есть административный ресурс. У партии есть партийные деньги. Все остальное может дать только заинтересованный в результатах выборов бизнес, которому можно, к примеру, пообещать место на выборах в Заксобрание, Думу, пост сенатора. Кандидат от власти может «поторговать» еще обещаниями каких-то будущих преференций – контрактов, постов в исполнительной власти, например. Других вариантов я просто не вижу. Краудфандинговые проекты у нас не совершенно не развиты и сейчас не сработают, хотя могли бы быть эффективными.

Наталья Николаева, Олег Ледянский