300-летие Омска неумолимо приближается и также неумолимо становится ясно, что встречать юбилей города нам придется со слезами на глазах. Детская железная дорога была бы к месту к любой из памятных дат, однако в Омске ее так и не решились строить.

Все-таки удивительный у нас город. Мощнейший железнодорожный узел, «миллионник», имеет профильный ВУЗ и техникумы. Но детскую железную дорогу (ДЖД), основу основ для будущих железнодорожников, так и не сподобились построить. А ведь тысячи детей на ДЖД других городов таким образом знакомятся с профессиями на железной дороге, получают первые профессиональные навыки и потом уже поступают в профильные колледжи и вузы, имея за плечами приличный теоретический и практический опыт.

Еще более парадоксальной ситуация с отсутствием в Омске ДЖД станет тогда, когда будет упомянут список соседних с Омском городов СССР, где ДЖД успешно строились и работали и много где работают до сих пор. Это зачастую города с населением от 50 до 100 тысяч человек, которые тем не менее «пробили» у себя ДЖД.

  • Экибастуз
  • Щучинск
  • Кустнай
  • Кокчетав
  • Павлодар
  • Семипалатинск
  • Новосибирск
  • Кемерово
  • Курган
  • Тюмень
  • Свердловск
  • Челябинск
  • Аркалык
  • Джезказган
  • Астана
  • Караганда

На ДЖД юным железнодорожникам преподаются основы практически всех железнодорожных специальностей. При этом самостоятельная работа во время летней практики способствует возникновению интереса детей к работе на железной дороге. Школьники самостоятельно управляют тепловозом, переводят стрелки, обслуживают технику, работают проводниками, кассирами, контролерами. Одно время до 50% выпускников ДЖД поступали в профильные техникумы и вузы.

Педагогическое значение детских железных дорог многопланово. Работа на железной дороге немыслима в одиночку без взаимодействия с другими сотрудниками. Благодаря этому юные железнодорожники учатся работе в коллективе. Работа на детской железной дороге дает детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности.

Почему в итоге такая полезнейшая вещь так и не появилась в насквозь железнодорожном Омске, остается только догадываться и сожалеть, ведь даже в 21 веке ДЖД построили себе Новосибирск, Казань, Кемерово и Питер.

Игорь Федоров