В известной криминальной комедии «Анализируй это» (Analyze This) психоаналитик, занимающийся лечением «крестного отца», просит, чтобы на следующий сеанс мафиози пришел вместе со своей семьей. Криминалитет же полагает, что речь идет о членах преступной группы.
История научных исследований о генетической предрасположенности к преступному поведению насчитывает несколько столетий. Как показала криминология, между генетикой и преступностью существует гораздо более сильная связь, чем принято считать. Ричард Дагдейл, считающийся основоположником этой области, около 150 лет назад провел исследование. Он изучил историю одной семьи и, проследив ее фамильное древо, установил криминальное прошлое больше чем у половины ее членов (709 человек). Один из интересных выводов исследователя заключался в том, что злодеяние отчуждает преступника от общества, создает для него особый мир и способствует антисоциализации личности.
Самое известное произведение на эту тему жизни преступников, несомненно, «Крестный отец» Марио Пьюзо. Этот бестселлер, который был экранизирован режиссером Копполой, смотрит на понятия преступности и семьи изнутри. Но генеалогическое исследование Дагдейла, вне всякого сомнения, вдохновило очень многих авторов. Одним из них стал Николай Лилин, в 29 лет написавший свою первую книгу под названием «Сибирское воспитание» (Siberian Education). Сейчас Лилин живет в Италии и пишет книги на итальянском языке. На примере истории преступного клана, орудующего в регионе на юго-западе России, автор красочно повествует о том, что преступление само по себе обладает определенными характерными чертами, не зависящими от географических различий. Это произведение было экранизировано итальянским режиссером Габриэле Сальваторесом, который в 1991 году привлек всеобщее внимание своей кинокартиной «Средиземное море», но впоследствии избегал полного метра (хотя не пренебрегал документальными или короткометражными фильмами).
«Ретроград» Кузя (Джон Малкович, John Malkovich), переживший сталинские репрессии, очень мудрый человек. Но он криминальный авторитет, который понимает, что его время подходит к концу. Более того, Кузя принадлежит к тому поколению, которое верит, что даже у преступников есть мораль. И, конечно, преступник, который пытается сохранить традицию, присущее ему благородство и не дать общине распасться, с одной стороны, защищает свой клан от системы, с другой - стремится наставить молодое поколение на путь истинный. Члены преступной семьи осознают, кем они являются, но видят легализованную нечистоплотность и стремятся противостоять ей. Им приходится сплотиться для борьбы с коррумпированной системой, грязной бюрократией и жестокими силовиками. По их мнению, все, кто не относится к банкирам, ростовщикам, чиновникам, политикам, святые! «Сибирская мафия» (именно под таким названием этот фильм вышел в турецкий кинопрокат - прим.пер.) - история последнего поколения одной преступной семьи. Через образы двух последних ее представителей (Колыма и Гагарин) показан старый конфликт, который можно резюмировать так: «Пять пальцев одинаковыми не бывают».
Фокусируя свое внимание на членах преступной семьи, которые из соображений безопасности обречены на изолированную жизнь в закрытой общине, Сальваторес не наделяет преступление каким-либо сакральным смыслом, но наводит объектив камеры на благородный аспект противоправного деяния. Фильм, который украшен большим количеством историй деда Кузи и отражает роль традиции передачи хадисов в такого рода первичных общинах, обращает внимание зрителя, например, на тату-культуру, от которой мы в значительной степени далеки. Это, возможно, заставит вас вспомнить вкус криминальной саги «Крестный отец», однако проблемы, поднятые в фильме, рассматриваются, увы, лишь поверхностно.
При некоторой сценарной небрежности, но весьма удачно созданной атмосфере Сальваторес, видимо, пожелал сосредоточить внимание на характерах персонажей. Однако несмотря на удачно созданные образы преступного мира и описания пространств, «Сибирскую мафию» невыгодно выделяет невнятная сюжетная линия. Определенное разочарование вызывает и то, что эпический стиль, к которому автор обращается достаточно часто, так и не получает полноценного воплощения.
Несмотря на то, что в Турции фильм выходит на экраны с некоторым запозданием и будет показан лишь в отдельных кинозалах, он все равно заслуживает внимания. Главной режиссерской проблемой в этом фильме была попытка передать менее чем за два часа очень длительный промежуток времени. Именно поэтому сюжет, в котором переплетаются жизни большого количества персонажей, местами хромает, и у зрителя пропадает интерес.
Молитва, которую можно слышать в начале фильма, «прости нас, честных бандитов», по сути, дает представление о колорите этой кинокартины. Фильм «Сибирская мафия» - история огромной семьи, на которую повлиял суровый климат и склонность к преступлению на генетическом уровне, адресованная прежде всего тем, кто интересуется криминальными сюжетами.
М. Недим Хазар