21 мая в очередном отчетном докладе Виктора Назарова, на этот раз - временно исполняющего обязанности губернатора, много раз в различных формах прозвучало слово «социальный» и, понятно, ни разу - слово «выборы». Однако и без того, казалось, даже сам воздух в зале заседаний Законодательного Собрания был им буквально пропитан.
Сгуститься этому воздуху до возникновения грозовых разрядов с метанием критических молний представителями оппозиции не дал сам врио губернатора, после без малого пятидесяти минут речи и четырех глотков воды оперативно раскланявшийся под предлогом необходимости его участия в другом мероприятии – заседании совета глав муниципальных образований.
Этим он, наверное, сильно расстроил специально явившегося на заседание (о чем спикер ЗС ОО Владимир Варнавский громогласно известил коллег) думского депутата от КПРФ Олега Денисенко, на данный момент считающегося главным потенциальным конкурентом г-на Назарова в борьбе за кресло №1. Расстроил настолько, что Олег Иванович ушел (на этот раз без официального объявления, можно даже сказать – по-английски) еще до конца заседания, так и не сказав в микрофон ни слова.
В итоге, когда срочно понадобилось защищать честь Государственной Думы, раскритикованной Алексеем Провозиным за «хроническое непринятие» закона об ответственном отношении к животным (эмоциональность депутата заставляла заподозрить, что он уже был укушен каким-то безответственным животным), это пришлось делать коллеге Денисенко из верхней палаты российского парламента – сенатору Игорю Зуге. «Поработаю немного за Денисенко», – с усмешкой сказал г-н Зуга. После этих слов спикер громко резюмировал «Кампания началась!», а некоторые депутаты, наверное, тихо вспомнили, что и Игорь Михайлович до недавних пор считался потенциальным самостоятельным участником этой кампании, хотя сам он наличие таких амбиций всячески отрицал.
Кстати, в контексте выборов г-н Варнавский в очередной раз продемонстрировал политику двойных стандартов: что дозволено Юпитеру (в данном случае – ему самому), то не дозволено быку (в лице лидера традиционно третируемых спикером «заксовских» коммунистов Андрея Алехина). Ведь сам Владимир Алексеевич де факто анонсировал начало выборной кампании еще до слов Зуги, сразу после выступления «врррременно исполняющего обязанности губернатора» (именно так, с раскатистым «р» и интонационным упором на первое слово, председатель Заксобрания объявлял о докладе Виктора Назарова): он назвал программу развития Омской области выборной – «для тех, кто понимает». Однако, когда о старте этой же кампании с места что-то сказали коммунисты, спикер их резко одернул: «Стартовать не надо! Закон еще не принят… Фальстарт может быть!».
Кстати, поругаться из-за предстоящих выборов депутаты умудрились и без участия губернатора – один из всего лишь двух пунктов повестки дня, вызвавших бурные дебаты (второй был на «вечную» темы ЖКХ; все остальные вопросы проходили «как по маслу»), касался введения в местное законодательство нормы о возможности досрочного голосования. Фракция КПРФ выступала против, упирая на то, что, во-первых, Центризбирком считает действующие в Омской области нормы уже полностью соответствующими федеральному законодательству, а во-вторых, досрочное голосование часто используют для фальсификации результатов выборов. Г-н Варнавский сначала было взялся убеждать коммунистов, что в плане фальсификации досрочное голосование – это так, семечки по сравнению с «каруселями», с использованием открепительных удостоверений (какое, однако, знание темы!). А потом, устав убеждать, просто «продавил» решение на голосовании – для этого хватило голосов лояльных депутатов.
А что было в докладе временно исполняющего обязанности губернатора Омской области? Интереснее то, о чем он не говорил. Например, как и почему вновь существенно вырос долг Омской области, достигнув 35 миллиардов? Каков был местный «вклад» в срыв строительства всех «знаковых» крупных инфраструктурных объектов, ранее запланированных к 300-летию Омска (Виктор Назаров лишь в предельно лаконичной форме списал все эти беды на урезание федерального финансирования в связи с экономическим кризисом)? Ну действительно – неужели кто-то надеялся услышать что-то о просчетах областного правительства, которое само по себе является большим просчетом г-на Назарова как руководителя (вспомните число уже уволенных топ-чиновников и количество заведенных на них уголовных дел)?
Впрочем, как выяснилось постфактум, уже после ухода главы региона с заседания, вопросы были даже по тем пунктам доклада, которые Виктор Иванович зачитывал в первую очередь, громко, даже показалось – с гордостью. Речь о детсадах, темпами ввода новых мест в которых область и город вроде бы действительно могут гордиться. Но, как заявил не сумевший в итоге задать свои вопросы Вадим Бережной, число жалоб в общественную приемную «Единой России» на тему детских садов выросло за год на 40%! Правда, по короткой речи г-на Бережного сложилось впечатление, что большая их часть все же касалась темы поднятия платы за садики, которую устанавливают городские, а не областные власти.
Однако, думаем, нынешнее прямое начальство Виктора Назарова (напомним, он пока что не всенародно избранный, а назначенный Кремлем глава региона) этот доклад должен был устроить. В нем только и звучало слово «социальный» – выполняем социальные наказы, берем социальные обязательства, социальная ответственность, даже предпринимательство в экономической части доклада – в первую очередь, социальное. А Москве и нужен сейчас во главе региона человек, который может и не стоять на крепкой промышленно-экономической базе, не опираться на поддержку широких народных масс или деловых элит, но, главное, исправно, дисциплинированно исполняет на спускаемые из федерального бюджета деньги эти самые социальные обязательства. Чтобы электорат не волновался. А поддержка с его стороны – это уже дело «техники» и «ресурса».
Сергей Мацута
«Бизнес-курс» №19 от 27.05.2015 г.