В скандалах вокруг программы капремонта виноваты несовершенство нормативной базы, инертность собственников и дезинформация от общественников - уверен недавно назначенный директор регионального фонда капремонта Александр Рудюк. «БК» задает ему наболевшие вопросы.

— Александр Сергеевич, что побудило претендовать на столь специфическую должность? Сфера управления аэропортом вроде далека от ЖКХ.
— Я руководил ремонтом энергетического оборудования, энергосистем в интересах «Омскэнерго», был системным подрядчиком. Чинили буквально все. А что такое ремонт кровли против ремонта турбины или агрегата? Четыре года действительно проработал в аэропорту. Сейчас интересно применить накопленный опыт в сфере работы с людьми.

— Должность не только специфическая, но и «расстрельная». Работой вашего предшественника оказались недовольны и губернатор, и министр строительства. Анализировали его ошибки, принимая дела?
— Мне бы не хотелось обсуждать какие-то конкретные промахи, которые безусловно были, но хочу подчеркнуть, что в нашем деле есть неминуемые сложности. Первая — общение с собственниками. Сколько людей, столько и мнений — о сроках, о качестве проведения ремонта. Общаться очень тяжело. Вторая — недостаточно проработанная нормативная база. Соблюдать законность требуют и собственники, и правительство, и прокуратура, и контролирующие органы. Есть множество «узких» моментов, местных и федеральных постановлений, не совсем реально отображающих текущую ситуацию. Но это понятно, потому что дело новое, опыт соответствующий еще не наработан в полной мере.

— И какие же проблемы вам переданы «в наследство»?
— Ну, во-первых, брошенные дома. Произошло это по причине недобросовестности подрядчиков. Во-вторых, сильная задержка по срокам по тем же причинам. В-третьих, пресловутая неотлаженность работы с населением. 500 тысяч абонентов, а каждому не объяснить нюансы программы.

— Кстати, многие жалуются, что в фонд дозвониться совершенно невозможно.

Неудивительно, ведь у нас очень маленький штат — семь человек на те самые пятьсот тысяч. Мы намерены в ближайшие два месяца создать специализированный call-центр, но, скажу честно, решение этого острого вопроса упирается в отсутствие помещения. Как некоммерческая организация мы не имеем права арендовать нужную нам площадь, а безвозмездно ее пока найти не получается. Так что объективные проблемы есть, но они решаемы, вред скорее причиняет резонанс, активно педалируемый особо активными гражданами, так называемых общественниками. Они, пользуясь пробелами в законодательстве и юридической казуистикой, предлагают гражданам не оплачивать квитанции, называют капремонт финансовой пирамидой, вводя людей в заблуждение. Будем бороться с этими возмутителями спокойствия исками.

— Какие планы конкретно будут реализованы вами в ближайшее время?

— Привяжем специалистов фонда к каждому конкретному дому, собственникам, подрядным организациям, осуществляющим ремонт. Мы уже начали это делать. Брошенных объектов нет, а жалобы к подрядчикам носят исключительно рабочий характер.

— Озвучиваю другие жалобы граждан: опубликованные отчеты о ремонте не блещут конкретикой.

Я могу даже зачитать вам отчет. На сегодняшний день 475 домов находятся в программе ремонта 2014 года, 1088 — 2015 года. 81 дом сейчас отремонтирован, 49 в процессе, на 50 домов ищут подрядчика, на 71 готовится конкурсная документация. 111 домов зависли из-за отсутствия обратной связи со стороны собственников. Это, кстати, еще одна проблема, значительно тормозящая реализацию программы. Но в общем маховик капитального ремонта раскручивается с хорошим темпом.

— Так что насчет детализированного отчета перед потребителями — какие работы на какой площади на какую сумму выполнены?

— Наш сайт сейчас находится на стадии редизайна, но после него вся эта информация будет доступна. В том числе там будут данные о подрядчике и, возможно, даже процент готовности итоговых работ. Собственники согласовывают объем и стоимость работ. Что касается средств, то любой собственник в доме может получить выписку по накоплению и задолженности своего дома. Для этого необходим прийти к нам и написать заявление.

— А можно поподробнее о контроле за средствами фонда?

— Наши экономисты составляют подробный отчет о пропорциях средств собственников и бюджетных средств. Мы отслеживаем все денежные потоки. Нас курирует Министерство строительства и ЖКК, контрольно-счетная палата, прокуратура всех уровней, государственная жилищная инспекция. У нас идут одни проверки за другими.

Вы же понимаете, что люди рассчитывают увидеть прозрачную схему всех денежных трат.

В нашем уставе четко прописана законодательная невозможность трат средств фонда на цели, не связанные с капитальным ремонтом. Сейчас в фонде 700 млн рублей, думаю, их было бы намного меньше, траться они иначе... Вас также наверняка интересует, за счет каких средств существует региональный оператор.

— Заготовлен у меня такой вопрос, да.

Он существует за счет субсидий бюджета. Все деньги выделяет правительство, и никакие средства собственников на это не тратятся. Это запрещено законом.

— Закон много что запрещает, но мы видим, как часто он нарушается...

Я знаю, насколько народ не доверяет государству. Неинформированность граждан тоже тормозит программу. Но и мой абонентский отдел, и я лично готовы ответить на все волнующие собственников вопросы.

— И о чем чаще всего вас спрашивают?

— О том, когда приступят к ремонту их дома — я демонстрирую расписание и озвучиваю этап подготовки к работам. Если речь идет о программе 2015 года и дальше... Боюсь, мне пока что приходится разводить руками, эта схема только начала формироваться. Я могу только призвать собственников к активности, в том числе и через вас прошу откликнуться всех «молчунов», за которыми мы сейчас бегаем, чтобы согласовать предложение о проведении ремонта. Приходят с недовольством по поводу конструктива, тогда вносим изменения в краткосрочную программу. Приходят с недовольством, что конкретно этими собственниками никто не занимается...

— Да, как формируется очередность на проведение капремонта?

— Ну считайте, программа рассчитана на 30 лет, а дома имеют шестилетний цикл. Все дома Омска и Омской области, за исключением аварийных, вошли в программу.

Существует ряд критериев, они прописаны в Жилищном кодексе и других нормативных актах: возраст дома, материал, из которого он изготовлен, дата приватизации первого жилого помещения в доме. Исходя из этих критериев, составили список, и работы ведутся начиная с самых ветхих. Министерство строительства подходит к делу с более конкретными мерками, рассчитывая краткосрочные программы. Очередность внутри года не формируется. Так что чем активнее собственники, тем быстрее идет ремонт. У вас наверняка также есть вопрос, зачем включены в программу новые дома. Отвечаю — потому что это требование Жилищного кодекса, через десять лет эти дома уже будут не новые...

— Кстати, об аварийных домах. Блогер БК55 писал о конкретном случае с домом на Пушкина, 15. В вековом доме начался капремонт, хотя по всем параметрам он должен быть признан ветхим. Есть опасения, что таким образом нецелесообразно расходуются средства, которых потом не хватит «нормальным» домам. Как это объясните?

Поймите, дом признается ветхим только по заявлению собственника. Это не может «насильно» сделать администрация или мы. Если дом не обладает статусом аварийного, то он автоматически попадает в программу капремонта. Автор заметки просто не знаком с нормами закона. И собственники принимают решение о проведении капремонта, значит, они идут на это сознательно.

— А как прокомментируете эту ситуацию: члены ТСЖ «Зарница» пожаловались на вас премьер-министру. Они, мол, много лет копили деньги на капремонт на спецсчете дома и оказались недовольны тем, что их включили в региональную программу.

Во-первых, как мы уже сказали, в региональную программу должны быть включены все многоквартирные дома за исключением аварийных. Дом, где организовано ТСЖ «Зарница» был зачислен на общий счет регоператора по решению муниципалитета, так как собственники в установленный срок не реализовали своего права выбора. В марте этого года они принесли протокол о смене способа накопления на спецсчет, он принят, соответствует законодательству, но решение это вступит в силу только через год. Поэтом, раз они решили копить на спецсчете, — пожалуйста, но все законные процедуры должны быть соблюдены. А то, что решились на это, очень даже похвально. Это напоминает мне нынешнюю ситуацию с пенсиями. Вот у одной пенсионерки 8 000 рублей выплаты, а у другой 13 000. Обе работали всю жизнь. Здесь у одного дома ремонт крыши обходится в миллион рублей, у другого в полтора. Ну законодательно так сложилось, мы же просто исполнители! Пишут мне вот иногда совсем старички — мол, мне уже 80 лет, не доживу я до вашего капремонта, зачем он мне вообще нужен.

— Что вы отвечаете на такие письма?

— Тяжело на такое отвечать, конечно. Есть закон, и мы действуем ему согласно. А вообще недвижимость-то никуда не девается — есть дети, внуки... Недавно в прессе прокатилась мощная волна немного неполной информации о том, что пожилые люди могут не платить взносы за капитальный ремонт. Не прописан был важный момент — пожилые люди, не имеющие наследников. Иначе мы бы наблюдали массовое переоформление жилья на своих стариков.

— Не могу обойти и момент с квитанциями. На торгах в качестве главного оператора накопления средств собственников победил Россельхозбанк, но потребители недовольны малым количеством офисов банка, отсутствием работы в выходные и бесконечной толчеей в будни. В других же пунктах, например, Сбербанке, за проведение операций, связанных с капремонтом, взимается ощутимая комиссия. Как так получается, что потребители вынуждены переплачивать?!

Вы же понимаете, что банки - это коммерческие организации, и с позиции силы с ними вести переговоры не получится. Даже Почта России пользуется своим положением монополиста в области, где другие операторы почти или совсем не представлены. В ближайшее время Россельхозбанк увеличит количество своих банкоматов в области на 15 штук, шесть из них будут представлены в сельских поселениях. В Новосибирске пошли оригинальным путем: Газпромбанк, выигравший конкурс на открытие счета для хранения платежей, обеспечил бесплатный прием взносов в отделениях Почты России — это первый случай подобного решения по всей России. Не исключаю, что мы тоже будем прорабатывать подобный вариант. В любом случае работа в этом направлении ведется. Но надо понимать, что в итоге будет найден лишь компромиссный вариант, и никто не откажется полностью от своих доходов.

Беседовала Анастасия Павлова

Фото: Диана Огородникова

5-7% общей массы собственников, по сообщению Александра Рудюка, маргинализированы и совершенно не участвуют в общественной жизни ни материально, ни морально

Справка: Александр Рудюк окончил в 1997 году Новосибирскую государственную академию водного транспорта по специальности «Экономика и управление на транспорте». Затем получил свидетельство арбитражного управляющего в Сибирском институте фондового рынка, а в 2005 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Управление развитием компании». До работы в Омском аэропорту Александр Рудюк был финансовым директором ОАО «ПРП «Омскэнергоремонт» – дочерней структуры «Омскэнерго».