В скандалах вокруг программы капремонта виноваты несовершенство нормативной базы, инертность собственников и дезинформация от общественников - уверен недавно назначенный директор регионального фонда капремонта Александр Рудюк. «БК» задает ему наболевшие вопросы.
— Александр Сергеевич, что побудило претендовать на столь специфическую должность? Сфера управления аэропортом вроде далека от ЖКХ.
— Я руководил ремонтом энергетического оборудования, энергосистем в интересах «Омскэнерго», был системным подрядчиком. Чинили буквально все. А что такое ремонт кровли против ремонта турбины или агрегата? Четыре года действительно проработал в аэропорту. Сейчас интересно применить накопленный опыт в сфере работы с людьми.
— Должность не только специфическая, но и «расстрельная». Работой вашего предшественника оказались недовольны и губернатор, и министр строительства. Анализировали его ошибки, принимая дела?
— Мне бы не хотелось обсуждать какие-то конкретные промахи, которые безусловно были, но хочу подчеркнуть, что в нашем деле есть неминуемые сложности. Первая — общение с собственниками. Сколько людей, столько и мнений — о сроках, о качестве проведения ремонта. Общаться очень тяжело. Вторая — недостаточно проработанная нормативная база. Соблюдать законность требуют и собственники, и правительство, и прокуратура, и контролирующие органы. Есть множество «узких» моментов, местных и федеральных постановлений, не совсем реально отображающих текущую ситуацию. Но это понятно, потому что дело новое, опыт соответствующий еще не наработан в полной мере.
— И какие же проблемы вам переданы «в наследство»?
— Ну, во-первых, брошенные дома. Произошло это по причине недобросовестности подрядчиков. Во-вторых, сильная задержка по срокам по тем же причинам. В-третьих, пресловутая неотлаженность работы с населением. 500 тысяч абонентов, а каждому не объяснить нюансы программы.
— Кстати, многие жалуются, что в фонд дозвониться совершенно невозможно.
— Неудивительно, ведь у нас очень маленький штат — семь человек на те самые пятьсот тысяч. Мы намерены в ближайшие два месяца создать специализированный call-центр, но, скажу честно, решение этого острого вопроса упирается в отсутствие помещения. Как некоммерческая организация мы не имеем права арендовать нужную нам площадь, а безвозмездно ее пока найти не получается. Так что объективные проблемы есть, но они решаемы, вред скорее причиняет резонанс, активно педалируемый особо активными гражданами, так называемых общественниками. Они, пользуясь пробелами в законодательстве и юридической казуистикой, предлагают гражданам не оплачивать квитанции, называют капремонт финансовой пирамидой, вводя людей в заблуждение. Будем бороться с этими возмутителями спокойствия исками.
— Какие планы конкретно будут реализованы вами в ближайшее время?
— Привяжем специалистов фонда к каждому конкретному дому, собственникам, подрядным организациям, осуществляющим ремонт. Мы уже начали это делать. Брошенных объектов нет, а жалобы к подрядчикам носят исключительно рабочий характер.
— Озвучиваю другие жалобы граждан: опубликованные отчеты о ремонте не блещут конкретикой.
— Я могу даже зачитать вам отчет. На сегодняшний день 475 домов находятся в программе ремонта 2014 года, 1088 — 2015 года. 81 дом сейчас отремонтирован, 49 в процессе, на 50 домов ищут подрядчика, на 71 готовится конкурсная документация. 111 домов зависли из-за отсутствия обратной связи со стороны собственников. Это, кстати, еще одна проблема, значительно тормозящая реализацию программы. Но в общем маховик капитального ремонта раскручивается с хорошим темпом.
— Так что насчет детализированного отчета перед потребителями — какие работы на какой площади на какую сумму выполнены?
— Наш сайт сейчас находится на стадии редизайна, но после него вся эта информация будет доступна. В том числе там будут данные о подрядчике и, возможно, даже процент готовности итоговых работ. Собственники согласовывают объем и стоимость работ. Что касается средств, то любой собственник в доме может получить выписку по накоплению и задолженности своего дома. Для этого необходим прийти к нам и написать заявление.
— А можно поподробнее о контроле за средствами фонда?
— Наши экономисты составляют подробный отчет о пропорциях средств собственников и бюджетных средств. Мы отслеживаем все денежные потоки. Нас курирует Министерство строительства и ЖКК, контрольно-счетная палата, прокуратура всех уровней, государственная жилищная инспекция. У нас идут одни проверки за другими.
— Вы же понимаете, что люди рассчитывают увидеть прозрачную схему всех денежных трат.
— В нашем уставе четко прописана законодательная невозможность трат средств фонда на цели, не связанные с капитальным ремонтом. Сейчас в фонде 700 млн рублей, думаю, их было бы намного меньше, траться они иначе... Вас также наверняка интересует, за счет каких средств существует региональный оператор.
— Заготовлен у меня такой вопрос, да.
— Он существует за счет субсидий бюджета. Все деньги выделяет правительство, и никакие средства собственников на это не тратятся. Это запрещено законом.
— Закон много что запрещает, но мы видим, как часто он нарушается...
— Я знаю, насколько народ не доверяет государству. Неинформированность граждан тоже тормозит программу. Но и мой абонентский отдел, и я лично готовы ответить на все волнующие собственников вопросы.
— И о чем чаще всего вас спрашивают?
— О том, когда приступят к ремонту их дома — я демонстрирую расписание и озвучиваю этап подготовки к работам. Если речь идет о программе 2015 года и дальше... Боюсь, мне пока что приходится разводить руками, эта схема только начала формироваться. Я могу только призвать собственников к активности, в том числе и через вас прошу откликнуться всех «молчунов», за которыми мы сейчас бегаем, чтобы согласовать предложение о проведении ремонта. Приходят с недовольством по поводу конструктива, тогда вносим изменения в краткосрочную программу. Приходят с недовольством, что конкретно этими собственниками никто не занимается...
— Да, как формируется очередность на проведение капремонта?
— Ну считайте, программа рассчитана на 30 лет, а дома имеют шестилетний цикл. Все дома Омска и Омской области, за исключением аварийных, вошли в программу.
Существует ряд критериев, они прописаны в Жилищном кодексе и других нормативных актах: возраст дома, материал, из которого он изготовлен, дата приватизации первого жилого помещения в доме. Исходя из этих критериев, составили список, и работы ведутся начиная с самых ветхих. Министерство строительства подходит к делу с более конкретными мерками, рассчитывая краткосрочные программы. Очередность внутри года не формируется. Так что чем активнее собственники, тем быстрее идет ремонт. У вас наверняка также есть вопрос, зачем включены в программу новые дома. Отвечаю — потому что это требование Жилищного кодекса, через десять лет эти дома уже будут не новые...
— Кстати, об аварийных домах. Блогер БК55 писал о конкретном случае с домом на Пушкина, 15. В вековом доме начался капремонт, хотя по всем параметрам он должен быть признан ветхим. Есть опасения, что таким образом нецелесообразно расходуются средства, которых потом не хватит «нормальным» домам. Как это объясните?
— Поймите, дом признается ветхим только по заявлению собственника. Это не может «насильно» сделать администрация или мы. Если дом не обладает статусом аварийного, то он автоматически попадает в программу капремонта. Автор заметки просто не знаком с нормами закона. И собственники принимают решение о проведении капремонта, значит, они идут на это сознательно.
— А как прокомментируете эту ситуацию: члены ТСЖ «Зарница» пожаловались на вас премьер-министру. Они, мол, много лет копили деньги на капремонт на спецсчете дома и оказались недовольны тем, что их включили в региональную программу.
— Во-первых, как мы уже сказали, в региональную программу должны быть включены все многоквартирные дома за исключением аварийных. Дом, где организовано ТСЖ «Зарница» был зачислен на общий счет регоператора по решению муниципалитета, так как собственники в установленный срок не реализовали своего права выбора. В марте этого года они принесли протокол о смене способа накопления на спецсчет, он принят, соответствует законодательству, но решение это вступит в силу только через год. Поэтом, раз они решили копить на спецсчете, — пожалуйста, но все законные процедуры должны быть соблюдены. А то, что решились на это, очень даже похвально. Это напоминает мне нынешнюю ситуацию с пенсиями. Вот у одной пенсионерки 8 000 рублей выплаты, а у другой 13 000. Обе работали всю жизнь. Здесь у одного дома ремонт крыши обходится в миллион рублей, у другого в полтора. Ну законодательно так сложилось, мы же просто исполнители! Пишут мне вот иногда совсем старички — мол, мне уже 80 лет, не доживу я до вашего капремонта, зачем он мне вообще нужен.
— Что вы отвечаете на такие письма?
— Тяжело на такое отвечать, конечно. Есть закон, и мы действуем ему согласно. А вообще недвижимость-то никуда не девается — есть дети, внуки... Недавно в прессе прокатилась мощная волна немного неполной информации о том, что пожилые люди могут не платить взносы за капитальный ремонт. Не прописан был важный момент — пожилые люди, не имеющие наследников. Иначе мы бы наблюдали массовое переоформление жилья на своих стариков.
— Не могу обойти и момент с квитанциями. На торгах в качестве главного оператора накопления средств собственников победил Россельхозбанк, но потребители недовольны малым количеством офисов банка, отсутствием работы в выходные и бесконечной толчеей в будни. В других же пунктах, например, Сбербанке, за проведение операций, связанных с капремонтом, взимается ощутимая комиссия. Как так получается, что потребители вынуждены переплачивать?!
— Вы же понимаете, что банки - это коммерческие организации, и с позиции силы с ними вести переговоры не получится. Даже Почта России пользуется своим положением монополиста в области, где другие операторы почти или совсем не представлены. В ближайшее время Россельхозбанк увеличит количество своих банкоматов в области на 15 штук, шесть из них будут представлены в сельских поселениях. В Новосибирске пошли оригинальным путем: Газпромбанк, выигравший конкурс на открытие счета для хранения платежей, обеспечил бесплатный прием взносов в отделениях Почты России — это первый случай подобного решения по всей России. Не исключаю, что мы тоже будем прорабатывать подобный вариант. В любом случае работа в этом направлении ведется. Но надо понимать, что в итоге будет найден лишь компромиссный вариант, и никто не откажется полностью от своих доходов.
Беседовала Анастасия Павлова
Фото: Диана Огородникова
5-7% общей массы собственников, по сообщению Александра Рудюка, маргинализированы и совершенно не участвуют в общественной жизни ни материально, ни морально
Справка: Александр Рудюк окончил в 1997 году Новосибирскую государственную академию водного транспорта по специальности «Экономика и управление на транспорте». Затем получил свидетельство арбитражного управляющего в Сибирском институте фондового рынка, а в 2005 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Управление развитием компании». До работы в Омском аэропорту Александр Рудюк был финансовым директором ОАО «ПРП «Омскэнергоремонт» – дочерней структуры «Омскэнерго».