Председатель совета директоров «Омсктехуглерода» Валерий Каплунат рассказал БК55 о последних новостях в своей компании и дал оценку самым горячим политическим событиям в регионе.

- Валерий Николаевич, первый вопрос, что называется, «для затравки» - провокационный: согласно инсайдерской информации, вы собирались купить завод в Китае…

- Мы рассматривали разные варианты: Китай, Черногория, Германия, Австралия, Индия. Однако, изучая ситуацию на месте, анализируя рынок, пришли к выводу, что бизнес-риски этих проектов не будут оправданы по ряду обстоятельств. Но зато мы теперь изучили «приемы и обычаи» ведения промышленного бизнеса в совершенно разных странах.

- В последнее время у «Омск Карбон групп» много позитивных инфоповодов – модернизация омского, волгоградского заводов, продолжается международная экспансия… Кризис не мешает развиваться?
- Мы – крайне необычная модель для региона, да и для России в целом. Никогда не полагались на партнерство с государством в иждивенческом смысле слова, не рассчитывали на административный ресурс. При этом мы конкурируем с ведущими мировыми игроками, крупнейшими компаниями Европы и Америки – приходится соответствовать. В итоге построили бизнес, способный развиваться практически в любых условиях.

- Какова ситуация со строительством завода в Белоруссии?
- Идее планомерный, четкий процесс. В сухом остатке на сегодня – выделена земля на 99 лет, получено разрешение на строительство, готов окончательный проект, началось возведение корпусов. Первую пробную продукцию намерены получить в начале следующего года. После запуска трех потоков планируем выйти на годовую мощность до 160 тысяч тонн.

- Какое у вас впечатление от работы с белорусскими партнерами, есть существенные различия с Россией в плане ведения бизнеса?
- Там больше порядка. Строго поделены зоны ответственности. Должностные лица очень серьезно сосредоточены на своих функциях. На мой взгляд, в Белоруссии сегодня внедрены лучшие достижения советского периода с добавлением акцента на значимость национальных интересов.
Имеет место быть серьезная ротация кадров на всех уровнях власти, что не дает развиваться клановым системам. Я вижу, как там люди делают карьеру, кого за что назначают и снимают. И, не скрою, кое-какие приемы из их кадровой политики я даже использую у себя.

- То есть так и можно написать – Каплунат использует приемы «батьки» Лукашенко?
- «Приемы «батьки» Лукашенко» - это очень примитивное представление о том, что сейчас происходит в Белоруссии. На самом деле, на мой взгляд, там используется достаточно высокоэффективная система управления кадрами на научной основе. Ведется подробный реестр специалистов, на каждого существует досье в хорошем смысле этого слова. Кадрами там дорожат, потенциал толковых людей используют по максимуму. Причем даже в ситуациях, когда человек оступился, в том числе и в контексте уголовного кодекса, он, отбыв наказание, может дальше делать карьеру.

- Теперь несколько вопросов на политическую тематику. Почему именно сегодня «посыпались» бывшие полежаевские фавориты – Шишов, Шушубаев… Неужели Полежаев настолько контролировал силовиков?
- Я бы не стал сегодня критиковать Полежаева, несмотря на длительный конфликт с ним. О его практике заводить бизнес-любимчиков, среди которых были и упомянутые вами, я говорил еще тогда. Но, по большому счету, то, что с ними сейчас произошло – это вина их самих, результат их выбора. А о том, что существовал и существует другой вариант развития бизнеса, говорит история развития «Техуглерода». Кстати, замечу – путь с опорой на административный ресурс, коррупцию, откаты, который привел к потере сначала конкурентоспособности бизнеса, а затем и свободы его хозяев – это зачастую неосознанный выбор от слабости, непрофессионализма. Как говорится, не по Сеньке шапка.

- В последнее время местная общественность активно обсуждает деятельность омской полиции в целом и ее главы в частности. Как вы оцениваете работу Юрия Томчака, с его предшественником Виктором Камерцелем, помнится, вы долго воевали?
- Война – термин неправильный. Да, у нас были трения с Камерцелем, но к его чести замечу – все уголовные дела, касающиеся «Техуглерода», были прекращены по реабилитирующим основаниям. И в принципе мы стали, скажем так, менее истерично относиться к претензиям силовиков. Помимо омской полиции, в Волгограде на нас заводила дело ФСБ, в Новосибирске – прокуратура. Мы в некотором роде даже радуемся подобным проверкам – научились их проходить, поняли, что бизнес и при них может развиваться. Те, иногородние дела, кстати, тоже завершились в нашу пользу.
По поводу Томчака могу сказать – когда мы уже при нем обращались в омскую полицию со своими проблемами, реакция его сотрудников была мгновенной и очень профессиональной.

- Самая горячая политическая новость – объявление о проведении в Омской области досрочных губернаторских выборов. Как вы оцениваете перспективы Виктора Назарова?
- Я не сторонник призывов «Долой!». Да, к Виктору Назарову есть много претензий: по кадрам, по инвестиционному климату, по стратегии развития области, но при всем этом сразу же возникает вопрос: «А кто на смену?». Помимо самого Назарова, единственным человеком, открыто объявившим о своих амбициях занять губернаторское кресло, является Олег Иванович Денисенко. Не могу сказать, что это плохой кандидат, но лучше ли он Виктора Назарова? Впрочем, как говорится – пусть будет. На то и Денисенко, чтобы Назаров не чувствовал себя владыкой края.

- И все-таки, если бы выборы были сегодня, то за кого вы бы проголосовали?
- У меня московская прописка.

Наталья Николаева
Олег Ледянский