Завершилась история с шестью копейками с метра - дополнительным оброком, которым петербургские энергетики хотели обложить омичей в качестве дополнительной платы за расчет размера оплаты электроэнергии ОДН с мая 2015 года.

Так как я не журналист, то не буду напрягать читателей интригой - в четверг состоялось рабочее совещание у исполнительного директора ООО «Омская энергосбытовая компания» г-на Ю.А. Баранова, где окончательно были обсуждены все детали, и по его итогам оба СРО (напомню, это профсоюзы владельцев управляющих организаций) уже получили проекты договоров с энергетиками, в которых, как и в отношении других поставщиков услуг, прописан так называемый «нулевой вариант» - энергетики рассчитывают ОДН, а УК в качестве оплаты передают данные о нерадивых жильцах, не платящих за свет.

Таким образом, вопрос, которым заканчивался материал БК55 на эту тему по мотивам встречи общественности с губернатором Омской области В.И. Назаровым, «Что произойдет вперед, энергетики согласятся умерить аппетиты или найдут ключ к сердцу губернатора и нашим кошелькам?» - решился в пользу омичей.

Не хочу сейчас разбираться, кто кого подставил или заставил, так как энергетики утверждают, что они вообще и не хотели изначально этих денег. Главное, что вопрос решился в пользу жильцов, а ведь так бывает далеко не всегда.

Это, кстати, и ответ тем тупоголовым критикам, которые, не побывав на мероприятии, писали в комментариях, что на встрече В.И. Назарова с активом Общества потребителей и других общественных формирований никаких вопросов не решалось. Вообще, по итогам этой встречи сейчас готовится план мероприятий по поступившим обращениям.

Еще одно замечание, так как поступали вопросы. Естественно, «Омскэнергосбыт» не является поставщиком тепла и никак не может отвечать за то, что не решен вопрос принимать или не принимать результаты квартирных приборов учета тепла в новых домах, где таковые установлены. Это удел поставщиков тепла. (Кто не в теме – была такая неточность в одной из статей на сайте).

Поскольку я всегда стараюсь адресовать материалы грамотным читателям, каковых на сайте, по моему мнению, большинство (не все они пишут комментарии, многие просто просматривают информацию), поясню, откуда вообще пошел вопрос о дополнительных поборах с жильца.

В Омске почти 80% домов до апреля 2015 года управлялись самими жильцами - по-научному это называется «непосредственное управление собственниками помещений в доме» (ст.164 ЖК РФ). Это самый выгодный для жильца способ управления домом, поскольку в этом случае все решения принимаются собранием, и власть у жильцов, а не у УК или узкой группы правления ТСЖ. Всё всех в целом устраивало, тем более что в городе почти 100 управляющих организаций, и кто хотел - давно перешел в соседнюю УК.

Но вот опять пришел реформатор, на этот раз нас порадовал новый глава Минстроя РФ гр. М. Мень, окончивший институт культуры и ни одного дня не работавший в жилищном хозяйстве. Прежний его изгнанный В. Путиным предшественник И. Слюняев (он же Албин - кто не в теме - после увольнения из министерства взял фамилию родственницы) одарил нас ОДН, да-да, это в его бытность внедрили 354-е постановление. Так и гр. Мень решил не отставать - придумал новый порядок лицензирования управляющих организаций. Причем перекроил ранее имевшийся проект полностью, чем оторвал от реальной работы ГЖИ, вынужденную уже месяц собирать горы ненужных бумажек (раньше по проекту закона лицензирование хотя бы имело смысл – за проворовавшуюся УК отвечало своими деньгами СРО, то есть хозяева других УК, и «левую» контору никто в СРО просто бы не принял, и они ушли бы с рынка. А теперь лицензию выдает ГЖИ и в случае ухода УК с рынка вместе с деньгами жильцов реально (то есть своим карманом) не отвечает никто (ясно, кого-то осудят, но жильцам-то легче не станет, если «накроются» деньги дома на текущий ремонт). Для полноты картины, кроме этих самых ненужных бумажек, никак не касающихся работы по обслуживанию населения, для получения лицензии нужно оплатить еще госпошлину 30 тысяч рублей, а если с первого раза лицензию не дали, что часто бывает из-за бумажных ошибок, то еще раз 30 тысяч рублей (заранее сказать, что нужно устранить, видимо, не с руки, тогда госпошлину второй раз не взять).

Но суть данной публикации в другом - этим же законом (Федеральный закон №255-ФЗ от 21 июля 2014 года) в домах, где более 16 квартир, совершенно неожиданно (не указан даже автор этой поправки, что само по себе наталкивает на ее мутность) появляется маленькая сноска - запрещается непосредственное управление для домов с количеством квартир более 16, то есть практически для всех домов.

Поскольку три года назад государство также потихоньку - в законе, где писалось совсем о другом, - приняло не менее тупую поправку о запрете создавать ТСЖ более, чем на одном доме (с отдельными исключениями для небольших домов в сумме до 30 квартир), людей загнали в стойло. Теперь реально жильцы фактически обязаны заключать договор управления управляющей организацией, что жильцам финансово невыгодно.

Кратко - суть в том, что при непосредственном управлении я мог сам выбрать из общего количества услуг и работ, которые обязаны выполнять УК (постановление №290 от 03 апреля 2013 года) только то, что мне нужно. Ну кто в трезвом уме и нормальной памяти, например, согласится платить 18 копеек с метра в месяц за утилизацию ртутьсодержащих ламп, которые типа люди понесут сдавать в ЖКО? И таких ненужных наполовину услуг там 27 листов. А при управлении управляющей организацией никого спрашивать не будут - по Закону положено оказать все эти услуги, и если проверка покажет отсутствие любой их них - 40 тысяч штрафа. Вот в чем коренное отличие управления от непосредственного управления. Ясно, что тариф значительно поднимется. УК же не могут выполнять дополнительные работы бесплатно.

Но и это не вся гадость, которую вылил к майским праздникам на головы дорогих россиян культурный Мень. Дело в том, что по структуре Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении каждый платит ОДН за свет, горячую и холодную воду за себя (ч.2 ст.164 ЖК РФ), а вот при управлении, несмотря на решение любого собрания жильцов (что само по себе нелогично, так как собрание - высший орган в доме), ОДН должна начислять и собирать за них деньги УК, проплачивая сбытовым подразделениям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Так как никогда нигде собираемость ОДН не будет стопроцентной, остальные недостающие средства УК возьмет с других статей - в первую очередь, с и без того недостаточной цифры текущего ремонта. То есть добросовестный жилец заплатит ОДН дважды за себя и за того парня. Я понимаю, что сам этот Мень Жилищного кодекса не читал (а если читал и ничего не понял - еще хуже), но есть же юристы в этом самом Минстрое, которые должны были ему объяснить.

Иными словами, через полгода в бюджете любого дома, если строго выполнять Закон, наступит коллапс - банкротство. А через год можно на двери УК вешать замок.

Ясно, что практика по такому пути бы не пошла - это понимают все. УК просто не рассчитывались бы полностью, а отключить воду на весь дом можно только теоретически - сделать этого никогда не даст прокуратура.

Причем здесь есть еще два спрятанных троянских коня.
Во-первых, для осуществления расчета ОДН УК должна принять на работу дополнительно бухгалтеров по расчетам и агентов, которые будут снимать показания индивидуальных приборов учета (кто не в теме - это нужно для расчета ОДН по установленной формуле). Вот откуда так называемая «плата за управление» 2 рубля 60 копеек, прописанная в постановлении мэра города для домов на управлении, это не выдумки градоначальника. Причем создается интересная ситуация: плату за свет получают энергетики, и для этого они сохраняют штат контролеров, но и УК должна содержать своих контролеров, чтобы пройти по этим же счетчикам для последующего расчета ОДН. Вот пусть меня осуждают после этого, что откровенно жду 2017 год. Могу понять социализм, капитализм, фашизм - не могу понять, как ни одного дня не работавшие в ЖКХ люди назначаются один за одним министрами ЖКХ, видимо, руководство генералом табуреткиным ничему правящий класс не научило.
Во-вторых, поставщикам услуг, той же энергосбытовой компании, придется сократить расчетные подразделения, что есть неверно, так как, сколько их ни критикуй - они рассчитывают эти ОДН с 2008 года, приобретены дорогостоящие программы, работники обучены заниматься именно этой работой, есть база данных. Про это тоже никто не подумал - ведь Закон явно нерабочий, его поправят через какое-то время, а восстановить кадры и базу будет трудно и затратно (за чей счет - догадайтесь с одного раза). Потому поставщики услуг, кто с головой, тоже не в восторге от перспективы разгона кадров, слома налаженного механизма расчетов с туманной перспективой получения платы за ОДН через УК, часть из которых просто обанкротятся и сбегут, причем долг теперь на жильцов «повесить» будет в этом случае сложно (у жильца на руках квитанция, что он заплатил УК). Вот почему омские поставщики услуг согласились на указанный выше «нулевой вариант», чтобы сохранить действующую систему, которая после всех известных судов с бывшим руководством РЭК Омской области худо-бедно в 2014 году работавшую без сбоев (я не обсуждаю в данном материале недовольство самим понятием ОДН, а говорю только о соответствии начисления этой платы законодательству).

И последнее. Отчасти я понимаю и опасения энергетиков. В Омске нашлись два гражданина в Кировском административном округе, которые уже подали в суд заявления о несогласии, чтобы ОДН начислял Энергосбыт - требуют, чтобы это делала УК. Стал разбираться, кто такие - оба пенсионеры органов правопорядка и безопасности (фамилии называть некорректно). Вот удивляюсь, вроде с высшим образованием люди, офицеры, чего тут не понять, что УК за счет своих средств все равно ничего делать не будет и не обязана, она с данного дома возьмет. Результат будет очень простым, от дома просто откажутся все компании, именно так мы предварительно определились. В городе сегодня, как известно, более 800 «брошенных» домов. Да, около 600 из них - ветхие, где тариф не покрывает расходы, но около 100 домов - совсем себе нормальные внешне, только часть жильцов там не понимают, что сегодня бесплатного ничего нет, и за услуги нужно платить. Часто кто-то из нормальных жильцов приходит ко мне в Общество потребителей и просит помочь найти компанию. Приходится объяснять им, что в их доме живет гражданин Н, который профессиональный жалобщик, и никакая приличная УК не будет платить штрафы, ей проще вообще не брать данный дом.

Поэтому советую тем, кто соберется писать о своем несогласии с продолжением начисления ОДН поставщиками услуг подумать, кого вы хотите этим наказать - ведь накажете только себя и своих соседей в любом случае: если считать станет УК - платить будете дважды (о чем написано выше), а если УК проявит принципиальность - соседи просто набьют вам морду, когда остановится лифт и перестанут вывозить мусор, так как УК уйдет.

Вот уж воистину «неисповедимы пути твои, Господи». Вместо работы приходится думать, как противостоять безграмотному законодательству, и не только в этом вопросе. Пока «паровоз проехал рядом», как любит говорить учредитель ряда крупных УК Юрий Николаевич Федотов. Мы все - и УК, и жильцы - давно в одной лодке, с того дня, как в Жилищном кодексе государство зачем-то решило отказаться от работы муниципальных домоуправлений и передать все это в частные руки.

Другое дело, что если такая кадровая политика и безнаказанность за провальные реформы будет продолжаться, а Госдума продолжит штамповать безграмотные законы типа ФЗ №271 от 25 декабря 2012 года (это про принудительный капремонт), то когда-то стрелку уже будет не повернуть, и локомотив истории переедет всех нас.

А.Лихачев, председатель правления Омского областного Общества потребителей в сфере ЖКК