В прошлом номере «БК» гендиректор Омского аэропорта Виктор Титарев прокомментировал скандал с «жалобой президенту», написанной его сотрудниками. В интервью г-н Титарев намекнул, что за этой информационной атакой стоит один из его предшественников на посту гендиректора - Сергей Круглов. Корреспондент «БК» обратился к г-ну Круглову, чтобы узнать его видение ситуации.

– Сергей Федорович, в материале на сайте «БК55» юрист Омского аэропорта фактически обвинила вас в том, что вы стоите за информационной атакой на действующего директора предприятия. Эту же версию в прошлом номере «Бизнес-курса» подтвердил и сам Виктор Титарев. Что вы на это скажете?
– Я уже читал несколько его версий. То виноват Круглов, то Берман, то бизнесмен, которому Титарев якобы не разрешил башню построить (Сергей Морев – «БК»)... У специалистов такие действия называются отвлечением на ложный объект, а если по-простому – то валить с больной головы на здоровую.

В начале марта представители облправительства встречались с трудовым коллективом аэропорта. Зал был битком набит. И чиновники два часа уже по-всякому уговаривали людей, мол, ну, может, Титарев не такой уж плохой... Может быть, у кого-то есть другое мнение... А в ответ единодушное и без компромиссов: «Уберите от нас этого...!» Мне принесли запись этого разговора сами работники аэропорта. Послушайте, что говорят люди. И при чем здесь кто-то, если Титарев до такого состояния довел предприятие?! И поверьте мне, манипулировать более чем тысячным коллективом аэропорта, где большинство специалистов с высшим и средним специальным образованием, невозможно.

– Возможно, виноват кризис. В такие времена почти неизбежно недовольство персонала.
– Да он и не знает, что такое кризис. Я помню, как мы работали во второй половине девяностых, когда все рухнуло и количество отправок пассажиров упало в шесть раз с миллиона человек в год до ста семидесяти тысяч. Мы зарплату людям по три месяца не платили, только аванс (попробовал бы Титарев хотя бы месяц не платить зарплату с таким подходом к людям, где бы он был!) Я тогда собирал коллектив, объяснял ситуацию, разговаривал с людьми, доводил антикризисную программу, гарантировал не только погасить задолженность, но и постоянно индексировать заработную плату. Люди поверили, и никаких эксцессов в аэропорту не было. Обещание, кстати, свое я сдержал. Зарплата индексировалась дважды в год и была одной из самых высоких в регионе. А сейчас что сотрудники видят? Как директор по нескольку раз в месяц сотни тысяч на свои заграничные вояжи выкидывает, а им зарплату урезает. Кому это понравится?

– По поводу «несколько увеличенных» по сравнению с прошлым директором управленческих расходов Виктор Владимирович вполне здраво говорит, что это оправдано результатами, которые достигла его команда, если это, конечно, ­соответствует действительности.
– И где можно посмотреть на результаты его работы? Где предприятия, которыми он эффективно руководил? Сибзавод что, до сих пор выпускает современную продукцию?! Нет. Его после Титарева просто не существует.

С 2007-го по 2012-й он возглавлял ООО «Рэдиум Инвестиции», где занимался «привлечением инвестиций в проекты в области машиностроения, транспорта и недвижимости. Основным проектом этой компании было привлечение инвестиций в проект строительства нового аэропорта в Омской области». Да, освоили хорошие деньги. И что, привлекли инвестиции? Опять нет.

Почему собственники аэропортов Краснодара и Калининграда, посмотрев, как работает этот эффективный менеджер, от него избавились через считанные месяцы? Что конкретно он сделал, кроме вечного самопиара?!

По поводу «фантастических результатов» в аэропорту. Что, прибыль получена? Так она была всегда, даже в девяностые. Непосредственно перед его приходом она была 237 млн рублей – в 2013 году. А что имеем при нем? Продал службу ГСМ за 300 миллионов, так тут много ума не надо. И каков финансовый результат 2014 года без этой цифры? Вряд ли будет даже половина той прибыли, что была до него. Авиакомпании просто бегут из Омска, отказываются от аэропортовых услуг. «Пегас» ушел, ИрАэро де-факто тоже. Он красиво рассказывал, что ИрАэро не дает прибыли. Во-первых, это неправда, а во-вторых, он просто не понимает, что на межрегиональных перевозках, коими занималась эта авиакомпания, рентабельность всегда низкая, но это дает подвозку пассажиров в том числе и для ­магистральных рейсов. И ­авиакомпании увеличивают их частоту, так как загрузка растет. У нас межрегиональные перевозки ИрАэро сократились в его бытность минимум вдвое. Подвоза пассажиров нет. Вот и пошло сокращение рейсов.

– Если бы вы были на месте губернатора, то по каким критериям оценивали бы деятельность руководителя аэропорта?
– Критериев оценки, конечно же, много. Это и чистая прибыль, от которой зависит и развитие предприятия, и дивиденды акционеров (в нашем случае основной акционер – это правительство Омской области), и создание новых рабочих мест... Заметьте, не сокращение! Безусловно, это безопасность полетов и культура обслуживания пассажиров. И ­много еще ­других ­показателей. Но главное – ­работа на перспективу. В России 100% НДФЛ остается в области. И спасение бюджетов, несомненно, в увеличении рабочих мест и стимулировании роста доходов населения. Естественно, соблюдая превышение темпов роста производительности труда над темпом роста заработной платы. И именно сейчас, в условиях современного кризиса, вызванного в основном внешними факторами, необходимо стимулировать внутренний спрос. Но это если по-государственному. А что делает Титарев? С точностью до наоборот. Уменьшает количество рабочих мест и режет оставшимся зарплату. Почему? Да потому, что ее рост идет вразрез с интересами «эффективных менеджеров», для которых рост зарплаты персонала – это уменьшение прибыли, уменьшение их личных КPI, ­ключевых ­показателей эффективности, и, как ­следствие, ­уменьшение размера заработной платы и бонусов. То есть эта публика при проведении экономической политики на предприятии изначально ведет ее в противофазе с интересами предприятия и региона. Они ведут себя как экономические диверсанты. Непонятно, почему этого не видит совет директоров. Да и не только он.

Себя любимых эти господа никогда не забывают. И что бы ни говорил Титарев, нельзя не обращать внимание на то, как он транжирит средства предприятия на себя и своих друзей. Взять хотя бы последний случай. Это где же видано, чтобы наемный менеджер мог легко позволить себе выкинуть почти семьсот тысяч на поездку в Амстердам! И это не один раз, а постоянно, ежемесячно, да не по одному разу в месяц. Я 21 год на предприятии проработал генеральным директором, мне и в голову такое не могло прийти! И зачем летал-то? Есть какая-то польза для предприятия? Нет. Просто с другом по Европе прокатился! Да за одно это мажоритарному акционеру – правительству Омской области – надо было принять кадровое решение. А полмиллиона на «представительские расходы» в ресторанах – это что, нормально?

– Хорошо, вернемся к тезису, что волнения на предприятии – это из-за того, что «Омскавиасервис», аффилированный с Кругловым, потерял доходы от бизнес-зала.
– Ну и где же тут логика? Скорее наоборот. Ведь «Омскавиасервис» выиграл у аэропорта все арбитражные суды уже по всем искам и во всех инстанциях. Последняя кассационная инстанция по последнему делу, когда Титарев хотел выкупить бизнес-зал по цене ниже рыночной в два раза, завершилась неделю назад. Авиакомпании ждут официального решения суда, и скоро бизнес-зал начнет работать, как прежде. Причем независимо от того, кто будет руководить аэропортом – Петров, Иванов или Титарев. А аэропорт потеряет до двадцати миллионов рублей чистой прибыли в год, которую он получал от аренды бизнес-зала. Вот если бы Титарев выиграл суды, как он обещал совету директоров, то тогда можно было бы о чем-то говорить. Но это, как всегда у него, были только слова.

– Однако сам Титарев считает несправедливым, что «Круглов со товарищи хотят получать пожизненную ренту с бизнес-зала». И действительно не верится, что любой желающий с улицы смог бы заняться бизнесом внутри действующего аэропорта.

– И напрасно. В свое время я как генеральный директор «Омского аэропорта» буквально принудил (!) «Омск­авиасервис» построить этот бизнес-зал. Кстати, «Омский аэропорт» является акционером «Омскавиасервиса». А необходим он был, потому что его наличие стало обязательным условием, которое поставила нашему аэропорту авиакомпания «Трансаэро» для своего прихода. Самому аэропорту тогда это было не по силам. И так зарплату на три месяца задерживали. В 1996 году был объявлен конкурс на строительство бизнес-зала, и его выиграла какая-то фирма, сейчас не помню ее название.

Причем была при этом единственная, кто пожелал заняться этим бизнесом. Начала стройку. Но потом ее владельцы просчитали, сколько лет будут окупаться их инвестиции при существующих объемах перевозок, и все бросили на полпути. Расчеты действительно показывали шесть лет убыточной работы и еще четыре года для возврата инвестиций.

Итого – 10 лет. Это в 1996 году, когда инфляция доходила до 400% и компании не брались вкладывать деньги, если срок окупаемости был более ­полугода-год. Тогда-то и додавили ­«Омскавиасервис», который после строительства бизнес-зала действительно шесть лет (!) нес по нему убытки, покрывая их за счет других направлений своей деятельности. Прибыль от бизнес-зала начала появляться только в 2002 году, когда экономика в стране стала понемногу оживать и начали расти объемы перевозок. А аэропорт, взяв в 2010 году бизнес-зал в аренду, стабильно получал прибыль до 20 миллионов рублей в год. Заметьте, не вложив в этот бизнес ни копейки. Так что как только «Омскавиасервис» получит решение арбитражного суда на руки, бизнес-зал начнет работать, и, конечно, большинство авиакомпаний вернется туда, потому что он как минимум расположен удобнее и в два раза дешевле, чем тот, который предлагается сейчас взамен.

И так господин Титарев ведет себя по всем вопросам. Помню, год назад я был у него по вопросу развития в регионе АОН (авиации общего назначения). У Федерации сверхлегкой и легкой авиации, которую я представлял на встрече, было генеральное соглашение с аэропортом о базировке на бывшем летном поле местных линий. Так он, не задумываясь, заявил, что на эти земли у него другие планы! Пришлось этому горе-менеджеру популярно объяснять, что базировка в омском аэропорту самолетов АОН осуществляется в соответствии с Указом Президента России 2012 года по развитию этого вида авиации в РФ. Но воз и ныне там.

А что касается настроений в аэропорту, то это нужно действительно иметь талант, чтобы довести коллектив до белого каления. Выдвигать по пять взаимоисключающих идей ежедневно, как он сам говорит, так любой запутается, не понимая, чего от него хотят. А работники аэропорта еще помнят страшную авиакатастрофу 1984 года, поэтому понимают, к чему может привести вся эта чехарда. А вот Титарев не понимает. У него все на уровне арифметики.

Объединил специальности, снизил работникам зарплату – увеличил свой KPI. Это знаете, как женщины, когда смотрят футбол, то, в отличие от мужчин, никак не реагируют, когда кому-то из игроков мяч попадает ниже пояса, потому что не представляют, как это может быть больно. Так и тут, когда генеральный директор аэропорта, не понимая сути проблемы, на разборе говорит своим подчиненным, что безопасностью полетов должны заниматься авиакомпании, а мы только наземным обслуживанием, то рано или поздно это приводит к тому, что всем становится очень больно.

Текст: Наталья Николаева. Фото: Ирина Губарева

«Бизнес-курс» №9 от 11.03.2015 г.