Проблема киосков в Омске в последнее время стоит очень остро. С одной стороны, город должен развивать любые формы бизнеса, с другой - на этом рынке пышным цветом расцвели беззаконие и вакханалия. Что же происходит?
Расцвет киосков как чуть ли не основной формы торговли в России пришелся на 90-е годы прошлого века. Старые «советские» магазины один за другим уходили в небытие, а основная масса торговли переместилась в т.н. «комки» – сокращение от «коммерческий киоск». Там можно было купить практически все – от хлеба до шоколада и водки. Киосками владела даже сама мэрия, сдавая их в аренду всем страждущим.
Постепенно, однако, предприниматели набирали жирок, переходя к более цивилизованным формам торговли, строя большие павильоны или выкупая квартиры на первых этажах. Все понимали, что век «комков» проходит. Активно этому способствовали государство и местные власти, постепенно с помощью законов заменяя одни стихийные киоски остановочными комплексами и ликвидируя другие.
Когда-то очень здорово на этом заработал, например, Александр Третьяков, чей ТД «Мемфис» активно строил остановочные комплексы у Главпочтамта, на Водниках, «Яблоньке», Транспортной академии, Козицкого, Доме туриста. Были четкие и понятные правила игры, их старались соблюдать все стороны.
Так продолжалось до 2006 года, когда губернатор Омской области Леонид Полежаев создал Главное управление по земельным ресурсам Омской области (ГУЗР), которому и отошло право распоряжаться неразграниченными землями, то есть большинством земли в Омске. Структура эта создавалась исключительно для того, чтобы отобрать у мэра Виктора Шрейдера право распоряжаться вышеназванными землями. ГУЗР безо всяких договоров аренды земельного участка или его части стал разрешать ставить киоски направо и налево. Предприниматели поняли, что появилась халява, которой давно не было, и стали активно пользоваться возможностью поставить киоск там, где раньше они этого сделать не могли. Более того, по бумажкам ГУЗРа «Омскэлектро» активно выдавало ТУ на подключение всех этих киосков к электричеству. Главное зло, однако, было в том, что люди расслабились, «потеряли страх» и почувствовали, что им можно практически все.
В феврале 2013 года, ровно два года назад, новый губернатор Виктор Назаров ликвидировал бессмысленный ГУЗР.
Неразграниченными землями в городе стала опять распоряжаться мэрия в лице департамента имущественных отношений. Когда начали «разгребать» завалы из-под ГУЗРа, то стало ясно, что ситуация с киосками запущена донельзя. Есть море бессрочных договоров, которые просто нереально расторгнуть, хотя оформленного земельного участка или его части под киоском нет. Есть земля с настолько мизерной арендой, что основным бизнесом для арендаторов такой земли стала банальная субаренда и огромные барыши на ровном месте. Была и куча откровенно незаконно установленных объектов.
Началась планомерная многосторонняя работа мэрии по наведению порядка. Мэр издал распоряжение о внесудебном порядке выноса незаконных объектов, чем активно стало пользоваться Управление земельного контроля в депимущества (ДИО). Департамент городской экономической политики разработал схему размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске.
Правда, схема допускала размещение только примерно 1500 киосков по городу, а всего их стоит у нас примерно 2200 штук, из которых незаконных около 200. Таким образом, несколько сотен законных киосков у нас разом оказалось вне закона, что вызывает недоумение. Вполне закономерно, что на этом рынке началось напряжение, подогретое экономическим кризисом, бизнесу и так тяжело, а тут, с одной стороны, рост конкуренции, а с другой – странные «сюрпризы» от властей. Причем последние и вовсе начали чудить, решив до кучи ликвидировать земельный контроль в ДИО, передав эти вопросы округам, где нет ни специалистов, ни навыков. Но это уже отдельная история, к которой я обязательно вернусь в ближайших номерах «Бизнес-курса».
«Бизнес-курс» №6 от 25.02.2015 г.