Скандальному политику, приютившему когда-то под Омском оппозиционера майора Дымовского, инкриминируют рецидив по статье 318 УК РФ -«насилие в отношении представителя власти».
В непростую ситуацию вновь угодил омский правозащитник Олег Иванов. В отношении него следственными органами возбуждено очередное уголовное дело. На этот раз «гражданина Иванова» обвиняют в избиении начальника Кормиловского УИНа подполковника Сергея Мальцева. Следует заметить, что в 2013 году «обвиняемый» уже получил условный срок за аналогичное преступление. Сам Иванов с обвинениями в свой адрес, как прежними, так и нынешними, категорически не согласен, но рецидив, если суд признает вину правозащитника, может «потянуть» на серьезный реальный тюремный срок. Мы попытались разобраться в ситуации.
Олег Иванов
За что боролся…
Скандально известным Олег Иванов стал на посту главы поселка Ключи Омского района. Сначала он неожиданно для многих прописал в сельсовете оппозиционера майора Дымовского, затем в Ключах «вдруг» обанкротилось градообразующее предприятие ООО «Овощевод». Отголоски этого до сих пор будоражат местный политический бомонд и тысячу оставшихся ни с чем пайщиков. На излете своего яркого правления Иванов не на жизнь, а на смерть бился с местной тарифной мафией, продававшей жителям Ключей тепло с новой котельной по старым, завышенным, ценам. Итог политических и социальных исканий главы оказался по-русски предсказуем: как уверяет сам Иванов, он был избит милиционерами, но в судебный процесс попал лишь эпизод из долгого неравного единоборства, когда, защищаясь от превосходящих сил противника, глава укусил милиционера за палец и пытался врукопашную отбиться от его посягательств. Впрочем, вердикт Фемиды по итогам почти трехлетних разбирательств - «виновен».
На процессе
«Мне осталась… одна забава»!
Казалось бы, Олег Иванов давно уже не у дел - сложил полномочия главы в поселке Ключи, был осужден к условному сроку, а, отойдя от мирских дел, вообще стал пастором и уехал жить в сельскую глубинку.
Но то ли не дает покоя бунтарская душа, то ли правозащитник по-прежнему остается мишенью своих прежних идейных оппонентов: по-другому объяснить происходящие с ним раз за разом коллизии сам Иванов не может: «мистика какая-то»!
Кормиловский район, куда он переселился из поселка Ключи, не стал для него той самой долгожданной и искомой «тихой гаванью». Попытки в рамках сельского прихода оказывать помощь малоимущим, опекать сирот и инвалидов неизбежно вели «пастора Иванова» знакомой дорогой к кабинетам местных администраций, в прокуратуру, в правоохранительные органы, в суд. Очень быстро и на новом месте прослыл экс-глава «жалобщиком», «скандалистом» и даже «еретиком». Понятно, кому понравится гражданин, который пытается отменить 84 аукциона районной администрации по реализации земельных наделов с явными нарушениями?! Или - возобновить уголовное дело по якобы суициду несовершеннолетнего подростка, доведенного до этого отчаянного поступка своей «приемной семьей»?!
Слово - не воробей!
Результат своих инициатив Иванов ощутил сравнительно быстро. Являясь условно осужденным, ему приходилось раз в месяц отмечаться в районном центре. Так вот, приедет он на рейсовом автобусе за двадцать верст - а там замок на дверях, или говорят, что «дело потеряли», или предлагают приехать в другой день. Одним словом, правдами и неправдами, но вынуждали Иванова пойти на нарушение отбывания условного срока.
Понятно, что пастор с душой правозащитника обжаловал действия сотрудников УИНа и лично начальника Сергея Мальцева в прокуратуре. Доводы Иванова были признаны обоснованными. Видимо, это не понравилось уиновцам, особенно подполковнику Мальцеву. Между гражданами - начальником и его подопечным - возникла трудно скрываемая антипатия, которую «человек в погонах» к тому же неоднократно публично демонстрировал.
Апогеем противостояния стало обращение «подопечного Иванова» в суд «за защитой чести достоинства и деловой репутации». В одном из административных производств на себя правозащитник вычитал не лестную характеристику за подписью Мальцева, где тот со ссылкой на неких анонимных «свидетелей» обвиняет Иванова в склонности к… педофилии, подозревает в сектантстве и еще Бог знает в каких грехах!
Понятно, что шокированный Иванов попытался защитить свое имя в суде. В конце мая после очередного судебного заседания «по иску о защите чести» и произошел инцидент, переросший в новое уголовное дело.
Сергей Мальцев, Кормиловский УИН УФСИН по Омской области
Не копай яму ближнему…
Выйдя из здания Кормиловского районного суда в окружении трех участников процесса, Иванов столкнулся нос к носу с ответчиком Мальцевым. Тот фамильярно обнял подопечного за плечи и повел вдоль обочины дороги, что-то объясняя. Как уверяет сам Мальцев, он «пытался убедить Иванова пойти в УИН на отметку». Тот, впрочем, никогда и не отказывался.
Затем произошло странное. По одной версии, Мальцев споткнулся, по другой - попытался не совсем удачно исполнить подсечку, по версии самого уиновца, его толкнул Иванов, но финал в любом случае видели многие - подполковник завалился в грязную лужу, а достаточно грузный пастор, устояв на ногах на секунду дольше, упал сверху.
Поднявшись, Мальцев стал громко ругаться и хватать Иванова за лицо, бить в грудь, нецензурно выражаться. Так, по крайней мере, показывают очевидцы происшествия. А их было майским днем предостаточно. Один из подростков даже умудрился заснять «смешной инцидент» на видео камеру своего мобильного телефона. Это заметил Юрий Гут, еще один омский правозащитник, приехавший на судебное заседание поддержать Иванова.
Навалились всем миром
Пока выясняли отношения с Мальцевым, парнишка убежал, вслед за ним пропал из поля зрения и Мальцев. Товарищи Иванова предположили, что «произошедшее - не случайность, а, вполне возможно, спланированная провокация». Учитывая уже имеющийся условный срок, она может стоить Иванову свободы.
Тот оперативно обращается в местную полицию с заявлением о случившемся конфликте, пишет про видеофиксацию действа одним из подростков, просит найти данного свидетеля. В этот момент в отдел полиции появляется Мальцев с тем самым сотовым телефоном в руках, который, как выяснилось, он лично изъял у его владельца.
Что делал с телефоном экспроприатор - неизвестно. Иванов высказывает по этому поводу вполне понятное и обоснованное недовольство: начальник УИНа производит следственные действия, не имея на то ни разрешения, ни полномочий. Но в ответ получает лишь грубые толчки в грудь. Это уже фиксируют сопровождающие Иванова лица. Тоже - на видео.
В итоге Мальцев пишет заявление в Следственный комитет, а Иванов - в полицию. Более трех месяцев правоохранительные органы хранили молчание. «Прорвало» в конце сентября 2014-го, когда СКР неожиданно обратился в Кормиловский суд с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении «подозреваемого Иванова» в виде заключения под стражу. Два дня экс-глава провел за решетной ИВС, после шестичасового судебного разбирательства он был освобожден из-под стражи, а на следующий день помещен всего лишь под домашний арест.
Защита Иванова
Он принимает бой!
На днях Олег Иванов был уведомлен о завершении расследования его второго уголовного дела. Следователь Омского межрайонного СО СКР по Омской области Денис Логиновский сей факт комментировать отказался, но и отрицать не стал. В настоящее время силовики, скорее всего, будут ходатайствовать об избрании в отношении обвиняемого более серьезной меры пресечения. Учитывая хорошие юридические познания Иванова, им крайне важно поместить его в условия тотального круглосуточного контроля. Иначе судиться придется… годами!
Впрочем, Олег Иванов, экс-глава, правозащитник и пастор в одном лице, готов дать бой:
- Если, конечно, будут соблюдены главные атрибуты правосудия - публичность, состязательность и равенство сторон, я надеюсь доказать абсурдность обвинений в свой адрес и их изначально провокационный характер, - сообщил свою позицию обвиняемый через третьи лица.