Ирина Мартынова – спортивный тренер с 30-летним стажем. Фанатично преданная своему делу (кто знает ее, соврать не дадут), всю жизнь посвятила тому, чтобы помогать людям сохранять и укреплять здоровье. В Омске известна как автор спортивных программ (в том числе социальных) и как создательница первого в Омске спортивного оздоровительно-восстановительного центра «Адреналин-школа». Но омский бизнес – не спортзал: здесь побеждает сила иной природы.

–  Собственное помещение под спортивный центр всегда было моей мечтой и в конце декабря 2013 года, оформив ипотеку, я купила помещения на Пушкина, 130: четыреста квадратных метров на третьем и четвертом этажах.

Казалось, мечты сбываются. Здесь будет тренажерный зал, здесь – зал групповых занятий, в этом углу – фитобар… Нужно было изрядно потрудиться – помещения достались в ужасном состоянии, но упорства мне не занимать. «В конце лета будем справлять новоселье!» – радовала я клиентов.

Сейчас январь 2015 года – и новосельем даже не пахнет. Более того, я не могу закончить ремонт. Все потому, что остальная часть здания принадлежит ОАО «Омсктрансстрой», а член совета директоров этой компании Виктор Себелев предпочитает не самые спортивные методы ведения бизнеса.

На моих этажах отсутствует водопровод. Не надо объяснять, насколько клубу важны свои душевые и туалеты. Это было понятно и г-ну Себелеву…

«Хотите провести водопровод? Сперва отремонтируйте два общественных туалета», – предложил мне предприимчивый бизнесмен. И отказался от дальнейших переговоров, пока я не напишу гарантийное письмо на ремонт этих самых туалетов и не заключу с ним договор аренды коммуникационных сетей. При первой же встрече он заявил, что все коммуникации, начиная с колодца, принадлежат его компании и что пока суд да дело, я обязана платить за ­тепло, воду, электричество, а заодно оплачивать охрану, вахтера, техничку и дворника – по их ставкам, в том размере, в каком он считает нужным.
Это было лишь начало многоходовки бизнесмена. Г-н Себелев придумал для меня настоящую «школу выживания» длиною в год. Например, заметил, что лестничная площадка перед моими помещениями принадлежит ему – и в его власти установить там железную дверь, перекрыв проход. Выход? «Купите у меня оставшиеся помещения на третьем этаже, 70 квадратов. Отдам недорого, по 30 тысяч рублей за квадрат».

«Здание довольно старое, – было сказано мне в другой раз. – С чего вы взяли, что вообще не свалитесь мне на голову вместе со всеми вашими штангами и гирями?» Пришлось заказать дорогостоящую экспертизу, которая доказала, что перекрытия выдержат фитнес-клуб.

 «Теперь я хочу увидеть проект на водопровод и договор с Водоканалом», – «обрадовал» меня Себелев. Но необходимое разрешение на врезку водопровода не подписывал целый месяц – и мне пришлось снова и снова ходить к нему «на поклон».

Наконец договор с Водоканалом был готов. Но доступ в нужные помещения на первом и втором этажах мне снова не дали. Теперь Себелев придумал, что надо заключить с ним договор на аренду мест общественного пользования во всем здании (260 квадратных метров по 400 рублей за квадрат ежемесячно), а заодно и на содержание здания – от фасада и крыши до дворника. Я предложила проект сервитута с экспертной оценкой, но владыка здания лишь разозлился и повелел оплатить все долги – за воду, отопление и прочее. Каким образом производился расчет – одному богу известно, с этим сейчас разбираются юристы.

Апофеозом стал совет одного из работников «Омсктрансстроя»: мол, отдайте Себелеву в собственность свои помещения на 4 этаже в счет ОДН – тогда, может, босс смягчится и разрешит провести водопровод.

На каникулы Себелев отправился отдыхать за границу. А перед этим врезал во входные двери новые замки, на четвертом этаже поставил железную дверь (ее пришлось вскрывать). В помещение, которое я честно купила, регулярно приходится пробиваться с полицией. Ремонт идет ни шатко ни валко – строители зачастую не могут попасть внутрь. По утрам решаю «острые» вопросы, днем и вечером веду тренировки (работу никто не отменял), а по ночам общаюсь с юристами.

До 1 июля для меня в банке был льготный период, после пошли полные платежи – 150 тысяч рублей ежемесячно. Несу огромные финансовые потери, оплачивая содержание двух помещений – арендованного и нового. В ремонт уже вложено порядка пяти миллионов рублей, и мне кажется, что меня, как в 90-е годы, «поставили на счетчик».

Зачем г-н Себелев все это делает? Насколько мне известно, по ­образованию он математик. Считать – его хобби. По отзывам, здание на Пушкина – не единственный его объект. Говорят, устраивая таким, как я, «веселую жизнь», он зарабатывает хорошие деньги, просчитав, как в шахматах, каждый шаг.

Почему я до сих пор не в суде? Некоторое время по наивности верила, что возможен компромисс. «Дайте лишь запуститься, начать получать прибыль, тогда смогу разговаривать с вами предметно», – уповала я на здравомыслие бизнесмена. Все бессмысленно. «Утром деньги – вечером стулья».

Возможно, г-н Себелев прав, и именно так и нужно вести дела, получая прибыль любыми способами: ­никаких компромиссов, никакого здравого смысла, «голый» бизнес безо всяких сантиментов. Я окончила омскую школу социального предпринимательства, где меня учили делать бизнес полезным для общества и обещали разного рода поддержку. Но, к сожалению, не научили выживать в условиях реального омского рынка при столкновениях вот с такими влиятельными «господами себелевыми».

Отступить не могу. Мы единственный в городе оздоровительно-восстановительный центр, работающий по данному профилю. Помимо основной массы клиентов у нас тренируются те, от кого отказываются в других фитнес-клубах, – ввиду тяжелых травм, заболеваний или инвалидности. Уже год работают социальные группы для пенсионеров, для детей с 6 лет с нарушенной осанкой и избыточным весом. Для многих «Адреналин-школа» стала вторым домом, настоящей отдушиной. У нас тренируются семьями и ездят со всех концов города, даже из пригорода. Приводят к нам своих детей и матерей. Открытие центра на Пушкина – мечта не только моя. Строительство и ремонт мы делаем «всем миром», клиенты помогают финансово, морально и физически (это в наше время большая редкость). Подвести их я не могу. Надеюсь, справедливость восторжествует, местные «царьки» перестанут «кошмарить» социально-ответственный бизнес и рано или поздно мы начнем полноценно работать на новом месте.
 

P.S. «БК» готов предоставить ответное слово оппоненту героини или его представителю. Редакция будет следить за развитием событий.

Мнение юриста

Александр Костюков, доктор юридических наук, профессор:

– Такие «господа себелевы» в Омске не исключение. Гражданско-правовые разбирательства обычно не помогают. Надо «бить» прямо в «нос»: выявить криминальные точки в биографии и действовать. Например, обращаться в прокуратуру, в полицию с просьбой возбудить уголовное дело, в налоговую инспекцию о законности предпринимательской деятельности, к представителю президента и так далее. Результат обязательно будет.

«Бизнес-курс» №2 от 28.01.2015 г.