Ситуация в российской экономике «очень тяжелая», признал сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов. Не надеясь на отмену санкций, Россия будет брать пример с Чили и ЮАР, которые так же были в свое время изолированы.

«Россия находится в крайне тяжелой ситуации. Когда задают вопрос, как мы относимся к тому, что происходит, сейчас, я бы сказал так: внешне мы проявления наблюдаем такие, как будто бы это мягче, чем в 2008-2009 годах. Но это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности, мне представляется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис», – считает первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступивший на форуме в Давосе на сессии, посвященной ситуации в России.

По его мнению, дальнейшие сценарии развития могут быть разными – ситуация может ухудшиться, или, напротив, как в 2009 году, цены на российские экспортные товары развернутся и пойдут вверх.


«Беда для российской экономики в том, что модернизационная повестка, которая появилась благодаря кризису в 2008 году, быстро была размыта с возрастанием цены на нефть и начала быстро меняться, в 2011-2012 годах многим стало казаться, что все нормально, формально кризис закончился. Но на самом деле никакого кризиса мы не пережили», – заявил первый вице-премьер.

«На самом деле потом стали переходить в другой, еще до событий на Украине, и стало понятно – вот он, структурный кризис, вот он наступает. Потом появилась повестка санкций. Все это, конечно, очень неприятно. Но я к этому отнесся так – может быть, это еще один шанс, который нельзя упустить России. Через цикл десятилетия мы сможем оценить, смогла ли Россия этот шанс использовать», – добавил он.

Для того чтобы развиваться, экономике нужны инвестиции, но их привлечение сейчас затруднено из-за геополитических факторов, отметил Шувалов. По его мнению, власти должны готовиться к сценарию долгосрочных внешних ограничений, через которые прошли, например, ЮАР или Чили.

«Я не думаю, что есть возможность для политиков быстро урегулировать украинский кризис. Я к этому отношусь как тот, кто должен рассматривать самый худший сценарий. Инвесторы все равно будут смотреть на реальные выгоды. У нас есть опыт, как при санкциях развивалась ЮАР, в сложных условиях развивалась Чили», – откровенно сказал чиновник.

Никита Летов