Президент Владимир Путин видится мне сегодня не перстом судьбы, а жертвой.

Россия сегодня в тупике. И никакого выбора у нее, а значит, и у нас с вами нет. Помните «Алису в стране чудес»? Вокруг много дверей, но все закрыты. И выломать сил нет, и ключи все потеряны… Да, где-то внизу есть маленькая дверка, но чтобы выйти через нее, надо измениться, напускное российское величие в нее не пролезет.

У меня была статья «Кто такой Путин: путы или путь?», но сегодня я уже понимаю: у России нет выбора, есть только судьба. Помните, как ВВП стал главой государства? Он не был вождем, кумиром масс, он пришел как чей-то секретарь. Вернее, его почти за руку привел Березовский к сентиментальному пьянице Ельцину, у которого две дочери, но не было сына. Ельцин, идеализируя сыновью привязанность и благодарность, сделал ставку на светлый взгляд Путина. И ВВП вполне по-честному взялся за решение текущих задач в масштабе своего понимания и умения. Однако какой бы ни был новый президент, в одиночку такую страну не поднять.

В начале правления Путина олигархическо-бюрократическая верхушка искала свое место. В стране происходили хоть какие-то движения. Но через некоторое время все закостенело и поехало по накатанным рельсам.

Политические движения, без которых развитие общества невозможно, в стране умерли. Посмотрим на нашу оппозицию. Зюганов? Жириновский? Миронов? Это же персонажи. Любому избирателю предъяви любой из этих вариантов, и он скажет: «Чур меня, чур». И новоявленный Навальный тоже не спасение. И не его в этом вина. 
В общем, в России нет сегодня ни вождей, ни идей. Есть только чиновничья машина, где на каждого есть портфельчик, папочка с компроматом, где все повязаны и поэтому поддерживают друг друга. А все россияне – заложники этой системы.

У нас сегодня есть бюрократическая машина и население, а вот народа и общества нет. Поэтому и выбора у нас нет, а есть только судьба. И что она нам приготовила, мы скоро узнаем. А как-то контролировать ситуацию, предпринимать какие-то разумные действия никто не может. В том числе и Путин. Он сегодня не перст судьбы, а тоже жертва. Потому что возле него одни воры в разных смыслах, образно говоря.

Ближайшие перспективы России совсем туманны. Рубль не имеет дна. Сколько доллар будет стоить через месяц: 150 рублей, 200? Никто не знает. Мы вне мировой финансовой системы. При этом Центробанк, как материальную помощь, раздает «своим» (типа «Роснефти») доллары, а народу сказано: «Идите в обменные пункты, какой есть биржевой курс, такой и есть».

Стоит Америке и Европе только объявить эмбарго на покупку нефти, как Россия станет нищей. Мы превратимся в Кубу, где сегодня ездят на некогда шикарных «бьюиках» 59-го года. Так и мы через 20 лет будем ездить на ржавых двухсотых «крузерах».

Китай нам точно не друг, хотя и не враг (просто потому, что им это не нужно). Работать мы не умеем, только пить можем. Работают у нас китайцы, узбеки, хохлы, молдаване. Россия сегодня – страна охранников и 45-летних военных пенсионеров, которые и являются костяком электората.

И выхода из украинского конфликта я не вижу. Америка с Европой ведь не скажут нам: «Вы молодцы, извините нас, мы поняли, что были не правы». И нет строгой, но справедливой мамы, которая придет в песочницу и уведет нашалившего Вову за руку. Мы уже не можем отдать Крым, и они не отступятся. Чем нам аргументировать? Исторической справедливостью? Так каждую минуту – новая историческая справедливость.

Многие сегодня попрекают Америку Югославией. Но тогда была совсем другая ситуация. США сказали: «Прекратите друг друга убивать», югославы не прекратили, тогда американцы просто забомбили все центры войны.

На Украине сегодня классический цугцванг, когда любое действие только ухудшает положение. Мы очень большая страна, и мы не умеем договариваться.

Я хочу подчеркнуть, что я за все происходящее сегодня в России не взваливаю вину на Путина. Это скорее какая-то темная воля. И это не эзотерика, а реальность.

Возьмем, к примеру, Омск, где все только и делают, что ходят по кругу и ничего больше. Найдем десять-пятнадцать честных-пречестных людей и скажем им: «Управляйте городом». Дураки согласятся и возьмутся. Но ничего сделать не смогут, потому что как только им придется что-то строить, рыть, копать, они вступят в такое противодействие с существующими законами, что сразу поймут: ничего изменить нельзя.

Кстати, именно потому, что в провинции вообще ничего не решается, я всегда предъявляю претензии к тем, кто уехал в столицу за сладкой жизнью: «Уехали, так разруливайте теперь ситуацию для всех россиян».

Один мой знакомый уехал в Москву и работает там чиновником средней руки, в чьи обязанности, как кажется, входит только периодически ездить на заседания правительства и там зевать (они все по очереди это делают), и получает он за это 650 тысяч рублей в месяц. А где же польза на эту сумму для всех россиян?

Если кто-то думает, что я сгущаю краски или что-то придумываю, пусть почитает Салтыкова-Щедрина «В дороге». Очень актуально! И все бы ничего. И мы бы могли бы еще потерпеть. Только мы, взрослые, знаем, что это наше терпение приведет к следующему терпению. За которое наши дети спасибо нам не скажут. Поэтому тот, кто оказался сегодня перед маленькой дверкой, должен найди ум и мужество, чтобы открыть ее, а не испытывать судьбу дальше.

Записала Наталья Николаева