Пока это случилось в Челябинске, но ситуация вполне может повториться в недалеком будущем и в Омске. Нелегальные перевозчики процветают, муниципальный транспорт хиреет, мэрия разводит руками, а генерал ФСБ должен все это разруливать.

Как сообщил Челябинск.ru, вчера в столице Южного Урала не вышли в рейс 18 автобусных маршрутов. Причина – отсутствие необходимого количества топлива. Сроки возобновления работы приостановленных маршрутов пока не называются. БК55 напоминает, что Челябинск - это брат-близнец Омска, в котором также грезили о метро, не понимая утопичности этой затеи.

«Наше предприятие два года существовало практически только за счет внутренних резервов, компенсация расходов, связанных с перевозкой граждан на основании разных льгот, проводилась не в полном объеме, – прокомментировал директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский. – Сейчас ситуация складывается таким образом, что мы не имеем возможности приобретать горюче-смазочные материалы. Несмотря на критическое состояние, мы нашли возможность для обслуживания части пассажирообразующих маршрутов, к сожалению, не всех».

Очевидно, что деньги «нашли» на маршруты, которые приносят хоть какую-то прибыль. Как сообщает ТАСС, критическая ситуация и в Екатеринбурге. В тамошней мэрии заявили, что муниципальные перевозчики из-за нехватки денег на бесплатную перевозку льготников находятся на грани банкротства. И в муниципальном автобусном предприятии, и в Екатеринбургском трамвайно-троллейбусном управлении считают, что ожидаемой в этом году выручки едва хватит на топливо, электроэнергию и зарплату.

Тамошние транспортники винят во всем закон о монетизации. В 2009 году, после вступления его в силу, выяснилось, что компенсации хватает на два десятка поездок. После масштабного митинга городские и областные власти приняли совместное решение, согласно которому муниципалитет должен был компенсировать транспортникам недостающие деньги за бесплатную перевозку своих льготников, а регион - доплачивать за областных и федеральных льготных пассажиров. В мэрии отметили, что договоренность исполнялась, но не в полном объеме.

БК55 прогнозирует, что муниципальный транспорт Омска в недалеком будущем может сколлапсировать по типу челябинского. Убытки предприятий копятся, денег в бюджете на дотации все меньше. Обновление подвижного состава в тариф не заложено. Федеральные и областные власти очень жестко следят за стоимостью проезда; поднимать его заоблачно никто не даст, из-за социальных последствий. Тем не менее последовательный рост стоимости практически на 100% за два года лишает муниципалов пассажиров, что по кругу ведет к новым убыткам и новому росту стоимости проезда.

При этом частники вроде возят людей, но налогов они не платят. Полно и нелегальных перевозчиков, бороться с которыми мэрия не в состоянии, как и организовать совместную работу в этом направлении с ГИБДД и налоговой. В результате на этот фронт губернатор бросил генерала ФСБ, Игоря Бондарева, недавно вошедшего в правительство Омской области в статусе вице-губернатора.

Игорь Федоров