Следственный комитет настаивает на аресте гендиректора омского «Мостовика» Олега Шишова. Известный бизнесмен подозревается в намеренной невыплате зарплаты сотрудникам НПО. Следствие называет сумму в 535 тысяч рублей.

Сегодня в Куйбышевском районном суде рассматривается ходатайство Следственного комитета о заключении генерального директора НПО «Мостовик» Олега Шишова под стражу. Напомним, что силовики объединили все три уголовных дела в отношении компании в одно делопроизводство. 

Подробнее о ходе заседания читайте в материалах и LIVE-трансляции БК55

[14:52:15] В Куйбышевском суде Омска настоящий ажиотаж - помимо прессы только на входе толпится около сотни человек. Началась настоящая давка - люди чуть не снесли рамку металлоискателя и ограждение для прохода. На улице еще как минимум две сотни человек пытаются войти внутрь здания. Отметим, что подобная ситуация наблюдалась при первом заседании о заключении под стражу вице-губернатора Юрия Гамбурга, только в этот раз пришло много простого народа. Заседание пройдет в том же зале, в котором «закрыли» первого заместителя губернатора.

[14:53:58] Самого Шишова пока не видно, однако уже сейчас в зале на 60 человек только одной прессы около 50 представителей.

[14:58:27] Представитель СКР Лариса Болдинова раздает комментарии до начала заседания. Общий их смысл сводится к тому, что следствие будет настаивать на аресте, так как опасается, что возможно давление на свидетелей. Кроме того, по словам пресс-секретаря СКР, в деле есть и другие серьезные обстоятельства. При этом СКР предполагает, что защита будет разыгрывать карту наличия у Шишова серьезного заболевания.

[15:10:27] Сотрудники «Мостовика», собравшиеся перед зданием Куйбышевского суда, не расходятся. Все встревожены ситуацией.

[15:11:40] После продолжительного толкания в фойе зала заседания все участники и зрители процесса заняли свои места. Шишов уже находится в клетке - вид у него замученный и раздраженный. Стоит понуро, смотрит в пол. Его жены Тамары в зале не видно.

[15:15:28] Вошла судья Селезнева. Она задала стандартные вопросы о паспортных данных Шишова. Гендиректор «Мостовика» отвечал вяло, по нему было видно, что он плохо спал прошлой ночью.

[15:17:18] Шишову зачитали обвинение - в него вошли все три эпизода, по которым заведены уголовные дела в отношении гендиректора «Мостовика».

[15:17:44] Обвинение зачитала следователь Никифорова.

15:23:53] Никифорова: В результате преступных действий Шишова бюджету области причинен ущерб в размере 525 млн рублей. Помимо того, он уклонялся от налогов, предоставляя в налоговую службу ложные сведения о доходах. Также Шишов обвиняется в том, что не выплачивал заработную плату работникам НПО «Мостовик» на общую сумму свыше 535 тысяч рублей.

[15:27:40] Никифорова: Принимая во внимание обстоятельства дела и личность подозреваемого, было принято решение о ходатайстве о заключении под стражу Олега Шишова. Следствие полагает, что подозреваемый может скрыться во время следствия и располагает возможностями для запугивания и влияния на фигурантов дела.

[15:30:40] Никифорова: В связи с предоставленными следствием требованиями максимально мягкой мерой пресечения следствие считает домашний арест. Оснований для избрания более мягкой меры в отношении гендиректора предприятия прокуратура Омской области не видит.

[15:39:01] Адвокат Мотовилов: Уважаемый следователь, есть ли документальные подтверждения задолженности в выплате заработной платы Шишовым в размере 468 млн рублей?

Никифорова: Есть заключение экономических экспертов.

Мотовилов: Есть документальные основания, что Шишов может скрыться или надавить на следствие?

Никифорова: Он обеспечен, много общается с представителями власти, постоянно перемещается по территории страны. Также многие финансовые документы обвиняемый не представлял до того момента, пока на него не завели уголовные дела.

Мотовилов: Это все предположения, никаких доказательств вашим словам в материалах следствия предоставлено так и не было.

[15:40:52] Судья Селезнева зачитала открытое письмо суду, написанное самим главой СКР Кондиным. Руководитель ведомства перечислил документы следствия и высказал предположение о том, что Шишов может повлиять на ход расследования преступлений.

[15:44:57] Никифорова: При обыске некоторые документы были изъяты добровольно, некоторые - принудительно. На данный момент проводятся экспертизы, я уверена, что потребуется еще множество изъятий документации. Нам бы хотелось, чтобы они дождались своей очередности в первоначальном виде, так как на свободе Шишов имеет полную возможность уничтожить или изменить документацию предприятия.

[15:50:35] Сам подследственный Шишов угрюмо сидит в клетке. Он одет в свой традиционный черный костюм, который за ночь в СИЗО уже спел помяться. Глаза его буквально опухли, под глазами видны мешки.

[15:52:44] Никифорова: На сегодняшний день задолженность по заработной плате не погашена. При этом буквально каждый день поступают новые сообщения о задолженностях.

[15:56:36] Мотовилов: Просили ли вы Олега Владимировича назвать имена неустановленных должностных лиц, причастных к преступлению по обходной дороге Омска.

Никифорова: Он не помнит их имена, что очень странно.

Мотовилов: По-вашему, он врет?

Никифорова: Он утаивает информацию. Это очень разные понятия.

[15:59:20] Шишов: Вы задержали меня по причине того, что я должен был лететь во Владивосток на День города. При задержании вы мне новых обвинений не предъявили. Я хочу попросить слово по сути обвинения.

Судья Селезнева: Да, конечно, вам предоставится такое слово.

[16:04:25] Мотовилов: Изначально следствие утверждало, что задолженность Шишова составила 535 тысяч рублей, хотя на счет самого предприятия поступило сразу 17 миллиардов рублей. Мы запросили в бухгалтерии компании отчет, так вот на указанный период в компанию поступило всего лишь 216 миллионов рублей, что явно не та сумма, которую называет следствие.

Селезнева: Приобщаем этот документ.

[16:09:46] Адвокатами приобщена справка из медицинского учреждения, в ней говорится, что подследственный имеет ряд хронических заболеваний, одним из которых предположительно является острая форма сахарного диабета. Также к делу приобщены справки об иждивении мамы Олега Владимировича и о том, что сам подследственный является пенсионером. Предоставлена характеристика от сотрудника правоохранительных органов - полковника полиции.

[16:12:02] На Шишове вообще лица нет. Он тяжело переживает эту ситуацию.

[16:17:19] Шишов: есть некоторые обстоятельства, которые стоит знать следствию и суду. Мы привлекали собственные средства для почти каждого строительства, зачем же нам бросать стройку или же работников? Мы попали в такую ситуацию, когда руководители «Олимпстроя» говорили нам, что нам нужно строить намного больше, чем планировалось изначально. А после Олимпиады на нас обрушились иски от партнеров, нам стало тяжело и пришлось объявить себя банкротом. Мы живем в Омской области, эксперты подсчитывают разницу в средствах, которую мы должны будем отдать региону - и мы ее отдадим.

[16:19:31] Шишов: я лично веду бухучет, за период проверки с нас сняли более миллиарда при доходе в 50 млрд. Также у нас есть переплата по НДС более 700 миллионов. Данное обвинение необоснованно, и может так статься, что налоговая отдаст нам больше денег, чем мы им должны.

[16:22:36] Шишов: я обращаю внимание суда на то, что «Мостовик» - самый честный налогоплательщик. Мы первые в области все заработные платы перевели на формат расчета по банковским картам. У нас нет «серых» схем. Что до задержек по зарплатам, действительно, в начале года нам не удавалось платить ее полностью, потому что это были олимпийские деньги.

[16:24:32] Шишов: Вы знали, что мы платим за содержание океанариума? Заказчик от этого прячется, энергетики говорят, что за неуплату отключат электричество. Так мы им заплатили, чтобы животные не погибли.

[16:27:18] Шишов: У нас самое ценное - это не деньги, а кадры. У нас очень квалифицированные работники, часть из которых мы уже потеряли. Так зачем мне им не платить зарплату, если я ими дорожу? Ваш вызов, почему вы слукавили? Сказали, что будете задавать вопросы по океанариуму. Да хоть по какому поводу - мне скрывать нечего. Какая-то плохая шпионская операция.

[16:32:17] Шишов: Хотел бы повлиять на свидетелей - давно уже бы повлиял. То, что сейчас мы рассматриваем, это не моя судьба, не дело Шишова Олега Владимировича, а всего предприятия. Если я не смогу сейчас работать - предприятие погибнет. Вы говорите про зарплату - нам госзаказчики и олимпийские заказчики должны больше, чем мы в общем должны своим кредиторам. Мы все суды выигрываем, «Олимпстрой» до сих пор не ликвидирован, потому что мы с ним судимся. В условиях санкций и сохранения предприятия мне просто необходимо быть на воле, общаться с партнерами, принимать решения.

[16:34:16] Шишов: У нас в последние годы в Омской области и работ-то почти не было. Процента 3, не больше.

[16:40:55] Шишов: Как только вы, следствие, назначите судебную экспертизу, рассмотрите объем наших выполненных работ, мы сразу отдадим области разницу. Там меньше 200 миллионов будет, я просто уверен. Поймите, что нам наши заказчики должны более 5 млрд рублей, а государство за Олимпиаду еще 600 млн.

[16:42:47] Прокурор Казанник снова настаивает на том, что Шишов попытается скрыться от следствия или попытается на него повлиять.

[16:48:35] Шишов: Повторюсь, что оснований для задержания меня не было и нет - я не нарушил ни одного следственного предписания. Наверное, кто-то в этом заинтересован. Я не говорю о давлении на меня с целью сокрыть много информации со стороны некоторых заказчиков, просто поднимать эту тему не хочется. Я никогда от следствия не скрывался. Мы всегда были самым крупным налогоплательщиком области - с чего бы вдруг нам начать скрывать свои доходы или обманывать своих рабочих? Видите, тут все не сходится.

[16:52:16] Мотовилов: «Мостовик» оплатил задолженность за сентябрь всем рабочим НПО. До 15 ноября будет погашена оставшаяся сумма за июль и июнь. По сути, прокуратура хочет заключить под стражу за задолженность, которая фактически погашена. Следствие оперирует всего лишь своими доводами, они рассчитывают вероятность, но не предоставляют документальных доказательств.

[16:56:50] Мотовилов: Олег Владимирович подробно объяснил состояние НПО. Когда было хорошо, все тоже говорили хорошо. Вот следствие говорит, что есть разговор Шишова с чиновником, который поможет ему на воле избежать правосудия. Фамилия чиновника этого - ГАМБУРГ, видимо, их хотят в СИЗО подружить. И да, там говорилось про 500 млн рублей. Только их просили на метро, по которому не было предъявлено обвинение.

[17:02:03] Мотовилов: В налоговой в Москве сейчас пересчитывают переплаты в 700 млн рублей. Сегодня-завтра единственное тяжкое преступление Шишова будет аннулировано, а прокуратура просит его посадить. Поэтому в худшем случае мы просим домашнего ареста без всех сопутствующих ограничений.

[18:10:20] Перерыв окончен, судья Селезнева сейчас зачитает решение суда.

[18:29:50] Селезнева: Суд постановил ходатайство следователя Никифоровой и Следственного комитета России по Омской области в отношении заключения под стражу гендиректора НПО «Мостовик» Олега Шишова оставить без удовлетворения. Суд решает применить к Шишову домашний арест без дополнительных мер ограничения свободы на 2 месяца.

Шишов освобожден в зале суда.