Накануне Дмитрий Медведев сообщил, что ОАО «РЖД» получит 560 млрд рублей за 4 ближайших года; деньги пойдут на Транссиб и БАМ. Это, без сомнения, большая победа железнодорожников в борьбе за бюджетный пирог. Однако что и кому в реальности принесут эти деньги - большой вопрос.

«Еще один вопрос, который я хотел бы сегодня заострить, касается проекта по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Эти дороги для нас очень важны, они должны помочь Сибири и Дальнему Востоку, поэтому мы вкладываем в модернизацию БАМа и Транссиба серьезные средства: в общей сложности 560 млрд рублей до 2018 года», - сказал председатель кабмина (цитата по ИТАР-ТАСС).

Он пояснил, что из этих средств 110 млрд рублей будет направлено непосредственно из бюджета, а 150 млрд рублей - из Фонда национального благосостояния, еще свыше 300 млрд рублей - через инвестпрограмму РЖД. При этом средства из ФНБ вкладываются на возвратной основе, однако по этому поводу есть большие сомнения.

Соответствующее распоряжение опубликовано вчера на сайте правительства в виде паспорта инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей». Паспорт проекта предусматривает увлечение провозной способности к 2020 году в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в размере 66 млн тонн в год дополнительно к уровню 2012 года.

Тем же документом правительства этот проект включен в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния, на возвратной основе. Вносятся также изменения в распоряжение правительства от 5 ноября 2013 года в части доходности инвестирования средств Фонда национального благосостояния с 2-3% начиная с шестого года реализации проекта на 0,01% в 2015-2019 годах и 2,98% начиная с 2020 года.

БК55 напоминает, что ОАО «РЖД» совсем недавно построило ветку в Красную Поляну, смысл эксплуатации которой в современных условиях неясен, а также зачем-то «пробило» 2-путную железнодорожную часть моста в Крым, притом что, например, в Новосибирске, на основном ходе Транссиба, до сих пор работает однопутный железнодорожный мостовой переход через Обь.

Игорь Федоров