Недавно прошла новость: Виктор Назаров принял решение переместить часть животных Большереченского зоопарка в «Птичью гавань». Горожане смогут посмотреть кабанов, маралов, зубров, медведей, северных оленей. Министерство природных ресурсов и экологии региона намерено реализовать этот проект в 2016 году.

С переездом в Омск Большереченский зоопарк перестанет быть единственным сельским и самым северным зоопарком. Но дело гораздо серьезнее, чем статус. Конечно, с Большереченским зоопарком надо что-то делать – строго говоря, это зверинец, отставший от современных представлений о зоопарке лет на 200. Справедливости ради скажу, что очень мало зоопарков в мире, строго соответствующих требованиям, которые изложил в своей программной работе английский натуралист, писатель, основатель Фонда охраны дикой природы Джеральд Даррелл. Тем не менее современные зоопарки к этому стремятся. Коротко смысл современных представлений можно передать так: животным должно быть комфортно. У них должно быть все необходимое для жизни в искусственной среде – территория, чтобы двигаться, площадка для общения друг с другом и воспитания детенышей, место для уединения. Очень немногие представители фауны могут нормально существовать в условиях старых зоопарков. Копытным, хищникам нужны пространства. Лучшая современная модель – Сафари-парк, когда животные содержатся не в клетках, а на специально отведенных и огороженных территориях. Посетители гуляют мимо огромных вольеров или двигаются на автопоездах. Хочет волк или олень общения с людьми - продемонстрирует себя, нет – у него должно быть место, чтобы спрятаться. Животных нужно защищать от людей! Современные горожане настолько далеко оторвались от мира природы, что искренне считают, что он существует для их развлечения, не понимая, что у зверья есть своя жизнь.

Но и людей нужно защищать от животных. Интернет пестрит сообщениями о пострадавших в зверинцах людях. Если помните, и в Большереченском зоопарке был случай в 2003 году, когда верблюд укусил за лицо молодого мужчину, забравшегося на невысокое ограждение. Это при том, что верблюд – достаточно спокойное животное, если его не трогать. Львы, тигры стремительны. Но у них, по крайней мере, выраженная мимика – понятно, чего хотят. У медведей, самых крупных и грозных хищников на Земле – нет, к тому же они пушистые, «плюшевые», поэтому так много нападений с их стороны на людей. Только на счету медведей из Большереченского зоопарка два известных случая: вырванные вместе с ключицей и лопаткой и открученные от локтя детские ручки. Даже в цирках после достижения мишками определенного возраста с ними дальше не работают – опасно. Даже у обычно спокойных копытных во время брачного периода резко портится характер: зубр своим широким лбом легко разотрет человека о грунт в однородную массу; олень будет гвоздить рогами упавшего человека, не могущего убежать, лось может перебить передним копытом березу диаметром в 20 сантиметров, - что уж тут говорить даже о крупном человеке? Кто считал, какие вложения потребуются для защиты людей от животных и животных от людей?

Площадь Птичьей гавани очень небольшая - предполагается, что парк будет находиться на 35 га. Единственное, кого можно там содержать – несчастных птиц, которых сбили машины, и то – в ограниченном количестве. Я много путешествую по области, вижу на обочинах множество подранков. Особенно жаль сов, канюков, орлов – это исчезающие виды, занесенные в Красную книгу Омской области. Их можно было бы выходить, вылечить, чтобы дали потомство, которое вернуть в природу. Но заниматься этим некому. Городской станции юннатов запретили это делать по санитарным нормам, у Большереченского зоопарка, по закону, тоже нет на это прав. Животные и техника - серьезная всемирная проблема. Ее пытаются решить по-разному: в Европе строят подземные переходы для жаб, ежиков, ящериц, в Томске жителям раздают специальные наклейки на балконы, отпугивающие птиц, которые бьются о нынешние суперпрозрачные стекла. У нас ни защитой пернатых и зверей, ни экологическим воспитанием заниматься некому. На Севере области раздавленные змеи на дорогах – обычное дело, забава такая у водителей – не пропустят! А ведь уж и гадюка – тоже в Красной книге области. В министерстве природы области работают юристы, экономисты, но не биологи. Собственно, биологов у нас и не готовят. Педагогический университет выпускает учителей, ограниченных методикой преподавания программы, в классическом биология преподается лишь ознакомительно на химфаке, в аграрном - упор в изучении делается на сельскохозяйственных, домашних животных, а не на диких.

По заданию завкафедрой аграрного института Александра Дмитриевича Сулимова я первым в области начал заниматься изучением Птичьей гавани. Мой эскизный план парка, созданный еще в 1982 году, в последующие годы был широко растиражирован прессой и, в конце концов, стал основой для создания проекта благоустройства институтом «Омскгражданпроект». Меня, правда, привлекли лишь на последнем этапе, для создания схемы озеленения западного берега с устройством дендропарка «Сибирская флора». Но в проекте никогда не предполагалось и нет зверинца! С 1982 года на меня не преставали давить: нужно устроить в Птичьей гавани зоопарк. Первый министр природных ресурсов и экологии Омской области Борис Мишкин в 2011 года убеждал меня, что без заявки на зоопарк Птичьей гавани не дадут федерального финансирования. Пошли на компромисс: – я предложил назвать Птичью гавань зоопарком под открытым небом с вольным содержанием и свободным перемещением птиц – тех же, что там жили на воле и живут, но в дополнение создать реабилитационный центр для подранков, которых можно спасти и вернуть в природу. Небольшой - на 10 скромных вольеров! - больше не позволяет площадь!

Устройство даже неполноценного зоопарка в Птичьей гавани – это полное игнорирование законов природы и откровенный волюнтаризм. Каждый Хрущев пытается засеять поле своей кукурузой, но странно, если кукурузу начинают выращивать в Норильске, где для этого нет условий. И для полноценного зоопарка нужны условия, в том числе сотни гектаров земли и миллионы рублей вложений.

Нынешний директор парка Сергей Макаров - профессионал, достойный уважения, он делает многое. Но наследство ему досталось нелегкое. Предыдущий директор Галина Кулекина деньги на озеленение и на премии для себя потратила, но дноуглубительные работы в полном объеме не провела, причем в самой илистой, западной части водоема. Сейчас любое вмешательство с привнесением органики превратит Птичью гавань в гниющее зловонное болото. И произойдет это быстро, потому что органики будет много. Гуляющих мам с колясками будет тошнить уже на входе в парк.

Считайте сами. Не стану приводить объемы суточных экскрементов диких животных, но известная всем свинья, домашняя или дикий кабан, в день производит около 10 килограммов вонючих экскрементов, одна корова или зубр - от 35 до 55 килограммов. Вполне соотносимо с оленем и лосем, я полагаю, которых будет не по одному в зоопарке! У хищников фекалии еще более агрессивные. Заложены такие объемы в проект очистных сооружений «Омскгражданпроектом»? Нет. Там вообще проблема с очистными сооружениями; я в свое время предлагал сделать обводной канал вдоль западной границы территории Птичьей Гавани, но и он в проект не вошел.

Традиция российских зверинцев – сливать отходы в реку. Речка Большая, на которой стоит Большереченский зоопарк, цветет и пахнет. Но это речка, и хотя бы весной она размывается половодьем и выносит свою грязь в Иртыш, который, понятно, от этого не делается чище. А из Птичьей гавани выхода в Иртыш нет, и вскоре после открытия зоопарка она прекратится в огромную навозную лужу посреди города. Людям это точно не понравится, сомневаюсь, что и птицы захотят там жить. Общественница выдвинула идею, губернатор, не сведущий в биологии, подхватил, руководство минприроды тоже, видимо, не понимает последствия такого удовольствия для горожан. Но губернатор и не обязан досконально знать биологию-экологию, у него для этого должны быть консультанты и советники по этим вопросам. А их в омском минприроды нет, - но зачем его чиновники тогда нужны: саженцы населению раздавать?

Все, что создавали в качестве оправы к жемчужине Омска – Птичьей гавани, те миллионы, которые в нее уже вложили, – зверью под хвост? Для того чтобы организовывать хотя бы примитивный зверинец в Птичьей гавани, а о большем не может быть и речи, нужно менять проект, вкладывать дополнительные средства. А в результате все равно получится еще хуже, чем в Большеречье, с отставанием от современности на два века. Для полноценного зоопарка нужно другое место и другие деньги.

Борис Юрьевич Кассал - эколог, доцент ОмГПУ, кандидат ветеринарных наук, профессор Российской Академии Естествознания