Дорожное строительство - это самая интересная сфера Омска, причем чем глубже в нее вникаешь, тем больше она дает поводов усомниться в своем душевном и умственном здоровье.

Казалось бы, есть профильный вуз, жесточайшие бюджетные ограничения, которые однозначно должны задавать максимально рачительное отношение к тем суммам, которые-таки перепадают на дорожное строительство. Но нет. Смотрим на то, что творится, и удивляемся нашим омским парадоксам вместе.

Вернемся в недалекое прошлое. Сдачу 1-й очереди развязки на Гагарина-Щербанева задержали на две недели. БК55 писал тогда: «Возле строящейся транспортной развязки на Гагарина-Щербанева появится новая остановка. Одновременно изменится маршрут автобуса №66, который будет проходить мимо остановки «Дом туриста» и спускаться по развязке вниз на улицу Партизанская. Остановку построят на спуске с улицы Гагарина на улицу Щербанева. Строительство уже утверждено».

«Сегодня вносятся необходимые корректировки в проектно-сметную документацию, а в ближайшее время работы по устройству нового ­остановочного пункта будут выполнены, и схема движения автобусов по маршруту №66 будет изменена», – сообщал нам тогда начальник отдела пассажирских перевозок департамента транспорта Игорь Кожухов.

Проектировщики и строители проект скорректировали, остановку на склоне построили, но никакого автобуса №66 там так и не появилось до сих пор и не появится никогда, а остановочный карман прекрасно используют под парковку автолюбители. В чем дело? Оказалось, что автобусы типа ЛиАЗ не проходят по этой развязке по габаритам. Это мог не знать Игорь Кожухов, но обязаны были знать проектировщики и ­строители из НПО «Мостовик». Тем не менее никому не нужная остановка была построена, и явно не бесплатно.

Текущая реконструкция 24-й Северной и вовсе оказалась скандальной. Конкурс на проектирование вы­играла ПК «Теплогаз», снизив цену контракта почти в два раза, что ­отрадно. ­Однако проектирование было чудовищным, директор депстроя мэрии Сергей Козубович как заказчик в итоге решив сэкономить время, не стал разрывать контракт, а привлек НПО «Мостовик» в качестве негласного сопроектировщика для исправления ошибок, потому что проект не мог пройти Главгосэкспертизу. В результате, однако, сроки затянулись, и в 2013 году к строительству так и не приступили, потеряв федеральное финансирование.

Реконструкция началась на год позже, однако низкий уровень проектирования заметен уже сейчас. Сломаны ограждения на кольце на смычке 24-й Северной, 21-й Амурской и Багратиона. Кольцо, которое надо было просто заасфальтировать, в результате стало проезжаться хуже, чем до реконструкции. Проезды узкие, полосы узкие. В то же самое время насыпали земли на островки безопасности, превратив их в газоны. Результаты видны на фото. При этом ПК «Теплогаз» за 700 тыс. рублей еще какой-то авторский надзор вела, хотя даже неискушенному видно, что, например, ширина выходов на пешеходный переход меньше, чем сам переход, что является нарушением норм.

Улица Братская. Департамент строительства мэрии ищет организацию, которая разработает спецтех­условия (СТУ) для этого проекта. За 2,5 млн рублей. Без них проект не получит положительного заключения Главгос­экспертизы. Судя по всему, их уже тратят или собираются. Однако 25.09.2014 вышло постановление Правительства РФ №984, согласно которому с 09.10.2014 в отношении объек­тов капитального строительства государственной собственности субъек­тов Российской Федерации или муниципальной собственности, которые ­финансируются из федерального бюджета, разрешено проводить объектовую экспертизу без ФАУ «Главгос­экспертиза». И у меня есть подозрения, что проект улицы Братская на уровне субъекта пройдет более простую экспертизу и без СТУ. Зачем же тогда мэрия тратит на них миллионы из нищего бюджета?

Реконструкция кольца на Королева-Заозерной и вовсе выглядит пиром во время чумы. 130 млн уходят неизвестно зачем из нищего бюджета, но и даже тут можно было бы обойтись без вопросов, если мгновенно не обнаруживались непонятно почему сделанные отступления от ­проекта. В частности, что здесь, что на 24-й Северной-Красноярском тракте были предусмотрены пересечения с трамвайными путями с использованием резинокордового настила из плит. Такие переезды намного долговечнее просто закатанных в асфальт рельсов, прилегающее покрытие возле которых разбивается очень быстро. По ним комфортнее двигаться как трамваям, так и автолюбителям, рельсы меньше изнашиваются. Однако эти переезды так и не были построены, хотя из проекта их никто не исключал и наверняка деньги за них будут выплачены. Попытки дозвониться до руководства депстроя закончились безрезультатно, а тамошняя пресс-служба предложила отправить запрос в письменном виде.

Вот такие дорожные парадоксы, дорогие друзья. Нам до сих преподносят реконструкцию дорог как ­какой-то подарок от «дяди», хотя там только бюджетные деньги, то есть наши с вами. А раз это подарок, то, мол, что сделали, то и «хавайте». При этом в каждом проекте есть «странности», за которые и спросить не с кого.

Игорь Федоров

«Бизнес-курс» №41 от 22.10.2014 г.