Депутаты Горсовета остались недовольны тем, что департамент финансов и контроля устанавливает усредненный размер поборов, не дифференцируя предпринимателей.
Сегодня, 22 октября, на пленарном заседании Горсовета директор департамента финансов и контроля Инна Парыгина сообщила об изменении налога на вмененный доход. По ее словам, размеры базовой доходности не менялись с 2004 года, а между тем инфляция за это время накопилась значительная. А с 1 января 2013 года были внесены изменения в федеральное законодательство, которые существенно сократили доходы в местные бюджеты.
- Кроме того, индивидуальные предприниматели, не использующие наемных работников, получили существенную преференцию в виде уменьшения без ограничения суммы налогов на размер страховых взносов. Тогда как до 2013 года они имели право уменьшить на сумму не более чем 50 процентов, - подчеркнула глава департамента финансов.
Также Парыгина отметила, что введенный в 2013 году налог для бизнесменов в размере около 35,665 тысяч рублей по просьбе предпринимательских сообществ был уменьшен до 20,727 тысяч рублей. Для значительного количества предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги, услуги по перевозке пассажиров, а также розничную торговлю суммы налогов не превышают суммы страховых взносов.
При этом 58 процентов бизнесменов предоставили в прошлом году декларации с нулевой суммой налога на вмененный доход. Из них 70 процентов - предпринимателей-маршруточников, 10 процентов - бизнесмены из розничной торговли.
- За прошедший год налоговая база уменьшилась на 7,5 процента, или на 785 миллионов рублей. В результате бюджет города недополучил порядка 200 миллионов, - посетовала Парыгина. - Соответственно величина базовой доходности не соответствует уровню рыночных цен. С 2005-2014 гг., действующий размер налогов ниже на 52 процента.
И привела пример, сообщив, что предприниматели, оказывающие транспортные услуги, платили 23,060 тысячи рублей налогов, парикмахерские фирмы - 26,085 тысяч рублей, а розничные торговцы - 12,008 тысяч рублей.
Таким образом, по свежему предложению департамента финансов предлагается увеличить налоговый коэффициент до 1 процента, исключить дифференциацию поборов в соответствии с числом работников.
Также, по мнению Парыгиной, следует увеличить налог для маршруточников, занимающихся перевозками на машинах более чем 15 человек вместимости. Этими методами мэрия рассчитывает получать до 20 миллионов рублей в год.
Подобные расчеты вызвали бурю негодования у депутатов Горсовета.
- Какая часть из этих 20 миллионов за счет автоперевозчиков? - с подозрением поинтересовался Алексей Ложкин.
- Количество перевозчиков мы не просчитывали, - ответила ему Парыгина.
А депутат Игорь Антропенко осторожно заметил, что не удается уйти от привязки к количеству работающих на предприятии.
Тут слово взял Валерий Кокорин, который высказался ярко и четко, как обычно.
- Я считаю, что рассматривать сегодня, во время кризиса, вопросы повышения налогов для предпринимателей неправильно. Союз предпринимателей дал мне свои соображения. У нас раньше учитывались особенности ведения предпринимательской деятельности, а мы сейчас уходим от дифференциации, - подчеркнул Кокорин. - В решении 2005 года были разные коэффициенты по разным услугам. Сейчас мы повысили это все. Союз предпринимателей считает, что так нельзя делать по справедливости. Надо вводить дифференциацию.
По словам Кокорина, раньше на торговлю школьными канцтоварами был налог в 0,9, а сейчас 1. Также подходы неверны по транспортным перевозчикам.
- Мы выступали против «Газелей». А в итоге на автобусы малой вместимости в два раза увеличиваем налог. Если мы хотим, чтобы предприниматели заходили на рынок, надо снижать налог, - негодовал Кокорин. - Понятно, что бюджет у нас никакой. Но для его повышения есть другие методы.
В свою очередь, коммунист Леонид Михайленко также отнесся с подозрением к такому неожиданному повышению.
- У меня есть сомнения, почему произошло повышение. Здесь надо внимательно посмотреть, - высказался Михайленко.
А шустрый Игорь Антропенко не поддержал негодование коллег и примкнул к позиции мэрии.
- Не соглашусь с драматизмом выступления моих коллег. Данное предложение позволяет увеличивать вместимость автобусов для перевозки пассажиров, - уверен Антропенко. - Для автобусов до 15 мест поборы составят 47 тысяч рублей, а большей вместимости - около 19 тысяч рублей. Предлагаю поддержать.
С ним не согласился Сергей Дроздов.
- Получается, налоги на «Газели» составят 47 тысяч рублей, а на продажу садово-огородного инвентаря - 60 тысяч. Последние в лучшем случае три месяца там торгуют, а «Газель» 12 месяцев пассажиров возит, - высказался Дроздов. - Предприниматели в панике и не знают, что делать от общей экономической ситуации. И просто так, «с кондачка», неправильно менять один коэффициент на другой.
В ответ на все упреки Инна Парыгина оправдывалась, что это данные статистики.
Наконец, Юрий Федотов предложил принять проект к сведению, а на комитете выслушать точку зрения омских предпринимателей. Депутаты поддержали эту идею и проголосовали за принятие проекта к сведению.
Елена Яровая
Фото: Диана Огородникова