Нужно быть глубоко наивным человеком, чтобы усомниться в правоте римского императора Марка Аврелия. Этот деятель в 12-книжном «Рассуждении о самом себе» афористично заметил: «Из ничего не выходит ничего, так же как ничто не переходит в ничто». Он обладал хорошей памятью и опирался на тезис древнего философа Лукреция «экс нихило нихиль фит» (ex nihilo nihil fit). В переводе с латыни - «из ничего и выйдет ничего». Императоры всех времен и народов нехило использовали наследие прошлого. Российские вожди - не исключение.
О преемственности некоторых традиций и идей в нашем «третьем Риме» я узнал еще полгода назад. Весной Государственная дума, Совет Федерации и президент РФ приняли, одобрили и подписали Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Обладая хорошей памятью, вспомнил, как в молодости не раз «дружинил» в компании однокурсников и милиционеров. Кстати, отец мой тоже дежурил на улицах. Из его красной нарукавной повязки, выдававшейся штабом ДНД, можно было сварить суп. Такое ощущение, будто спустя годы именно та повязка, засаленная поколениями дружинников, доставалась и мне в наследство.
Приняли Закон. И вот, пожалуйста, очередное подтверждение расхожего постулата – общество развивается по спирали. Но наше с вами, родимое, выехало по параллельным рельсам Истории в недалекое прошлое. В достопамятный 1959-й. Как можно забыть, что в марте моего года рождения Партия и Правительство пригласили народ, строивший коммунизм, поучаствовать в охране общественного порядка? Да никак! И потому вздумал я, обладающий авторским правом и нехилым воображением, перевести стрелки на железных путях так, чтобы старая Власть якобы «случайно заехала» в будущее и издала бы тут свой нормативно-правовой акт. С поправками на реалии другого исторического этапа. Итак…
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране»
Российский народ после августовского переворота не смог добиться больших успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Разрушены аграрный и промышленный секторы экономики, неуклонно падает материальное благосостояние. В отличие от СССР, процветают безработица и нищета. Благодаря демократическим реформам, проводимым в стране с 1991 года, резко выросла уголовная преступность и ослабла законность.
Общественные организации перестали заниматься воспитанием населения. Часть российских граждан самоотверженно выживает на разных участках капиталистического строительства, честно относится к своему долгу перед государством и хозяевами жизни, уважает законы и правила общежития. Наряду с ними становится больше тех, кто кое-где у нас порой не соблюдает нормы поведения и приличия. Есть лица, которые курят, сквернословят и появляются в нетрезвом состоянии в общественных местах, совершают хулиганские действия и неприглядные поступки. Недостойным поведением такие граждане мешают законопослушным соотечественникам спокойно жить и трудиться.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в борьбе с нарушениями правопорядка имеются крупные недостатки.
Одним из серьезных упущений является то, что эта борьба ведется главным образом силами административных и судебных органов, без активного участия населения и общественных организаций. Неблаговидные поступки отдельных лиц вообще не обсуждаются на собраниях рабочих, колхозников и служащих, не выносятся на товарищеский суд трудовых коллективов. Прежде всего, это связано с неимением соцпредприятий как таковых. В стране закрыты тысячи фабрик и заводов, совхозов и колхозов, предприятий потребкооперации. Бывшие трудящиеся, выброшенные на улицы новыми хозяевами, стремительно люмпенизировались и живут на пособия и пенсии. Студенческая и учащаяся молодежь после ликвидации ВЛКСМ предоставлена сама себе. Огромная сила воздействия общества на многочисленную армию нарушителей порядка не используется в должной мере.
Милиция переименована в полицию. В ходе ее реформы численность сотрудников сокращена более чем на 22 процента. В наибольшей степени разгрому подвергся управленческий аппарат. Прокуратура и суды слабо проводят профилактическую работу по предупреждению преступности, недостаточно связаны с общественными организациями. При расследовании и рассмотрении уголовных дел они по-прежнему не уделяют должного внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, не доводят информацию до сведения общественных и хозяйственных организаций.
Правоохранительные органы до сих пор не добились полной раскрываемости преступлений, равенства перед законом и неотвратимости наказания за совершенные преступления. Рассмотрение уголовных дел редко проводится в открытых судебных заседаниях на предприятиях капиталистических форм собственности, что снижает воспитательное значение судебных процессов. К рассмотрению дел в суде не привлекаются общественные обвинители. Материалы судебных процессов поверхностно освещаются в печати.
В обстановке роста сознательности и политической активности населения и дальнейшего развития демократии борьба с аморальными, антиобщественными поступками должна вестись не только административными органами, но главным образом путем широкого вовлечения трудящихся в дело охраны общественного порядка в стране. В этом отношении заслуживает внимания партийно-советская практика в поддержании общественного порядка.
Обобщив предыдущий положительный опыт, ЦК КПСС и Совмин Союза ССР постановляют:
1. В целях широкого привлечения трудящихся в охране правопорядка принять многочисленные предложения трудящихся о создании на предприятиях всех форм собственности, а также в учебных заведениях и домоуправлениях добровольных народных дружин по охране общественного порядка.
2. Учитывая большое общенародное и государственное значение привлечения трудящихся к делу охраны общественного порядка, обязать руководителей республик, краев, областей организовать штабы ДНД и обеспечить их успешную деятельность. Провести разъяснительную работу среди граждан о важности активной поддержки дружин.
3. Правящей партии обеспечить участие в добровольных народных дружинах лучшей части рабочей молодежи. Обязать партийные и прочие органы принять меры по привитию богатой части населения твердых навыков по соблюдению правил поведения; организовать для них в принудительной форме разъяснение всех без исключения законов страны.
4. Учреждениям внутренних дел, органам прокуратуры, юстиции и суда усилить борьбу с антиобщественными проявлениями, практиковать проведение открытых судебных процессов над злостными нарушителями общественного порядка в целях усиления их воспитательного значения.
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР.
…Как вы понимаете, этого не было и не могло быть никогда! Просто наша власть в очередной раз вспомнила не хорошо забытое старое. И правильно сделала.
________________________________________________________________________
Справка: В России действуют около 42 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности (народные, казачьи и студенческие дружины, общественные советы профилактики правонарушений, общественные центры и пункты охраны порядка), которые объединяют свыше 400 тысяч россиян. В 12 тысячах народных дружин состоит около 180 тысяч граждан. При поддержке общественников в 2014 году раскрыто 9 тысяч преступлений, выявлено почти 220 тысяч административных правонарушений, задержано более 170 тысяч человек.
«Бизнес-курс» №41 от 22.10.2014