Ректор ОмГУ Алексей Якуб и руководитель центра археологических исследований вуза Татьяна Горбунова обратились к губернатору Виктору Назарову и потребовали запретить зампредседателю ВООПИиК Игорю Коновалову вести несанкционированные раскопки на месте Воскресенского собора. Что сподвигло известного омского реставратора взять в руки лопату и каким он видит будущее собора, Игорь Коновалов рассказал корреспонденту БК55.

- Игорь Леонидович, почему Вы незаконно ведете раскопки на месте Воскресенского собора?

 - Почему незаконно? Департамент культуры и Минкульт письменно одобрили наши работы. Тем более официально мы занимаемся не раскопками, а выявлением руин Воскресенского собора. Работы мы начали еще в 2010 году, когда археологи в буквальном смысле бросили лопаты, как только закончилось бюджетное финансирование. После того как экс-губернатор Леонид Полежаев в 2009 году заявил о том, что собор будет восстановлен, из городской казны на раскопки было выделено 400 тысяч рублей. Когда грант закончился, закончилось и рвение археологов. Они оставили объект, даже не законсервировав его.

 - А кто финансирует Ваши работы?

 - Мы за консервацию не получили ни копейки, трудились совершенно бесплатно. С техникой, стройматериалами и инвентарем нам помогали меценаты. Если бы мы работали по расценкам археологов, то за 400 кубометров вынутой нами земли получили бы 8 миллионов рублей.

 - За что же ополчился на Вас Алексей Якуб? И почему он написал письмо губернатору с требованием пресечь работы на объекте?

 - Когда ректором ОмГУ был Владимир Струнин, мы обращались к нему с просьбой оказать нам содействие. Он обещал поддержку, затем археологи университета выходили на объект. Сейчас ректор поменялся. Возможно, он не в курсе того, чем занимался его предшественник. Кляузу губернатору писали сотрудники исторического факультета, при котором создан центр археологических исследований.

 - Есть версия, что руководитель центра Татьяна Горбунова видит в вас потенциальных конкурентов, поэтому и написала письмо губернатору...

 - Не хочется верить в то, что главный принцип археологов: «копать за очень большие деньги». Возможно, археологи считают, что мы «съели» их хлеб. Они хотели заработать, а Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры сделало работу за них. Но что мешало им спохватиться четыре или три года назад, когда раскопки только начинались? А сейчас мы практически завершили работы на объекте. Кстати, после проверки Вячеслав Синюгин поставил свою резолюцию, что не имеет к нам никаких претензий.

 - В своем письме губернатору Алексей Якуб поднимал два вопроса: запрета на раскопки и придание руинам Воскресного собора статуса памятника археологии...

 - Как только собору будет присвоен статус памятника, наши действия будут признаны незаконными. Хотя статус памятника станет охранной грамотой для собора. Тронуть руины никто не сможет. Сейчас остатки собора хотят снести и построить на месте собора новодел. «Облстройзаказчик» объявил конкурс на проектные работы по восстановлению Воскресенского собора. Его хотят воссоздать не как храм, а как музейное учреждение с непонятными функциями.

 - Вы против восстановления собора?

- Я только за, но при условии сохранения руин. Воскресенский собор - первое в Омске каменное здание. Оно было построено в 1769 году, это памятник истории, а памятники могут быть только подлинные. Они могут многое рассказать о том, как жили наши предки, о их мировоззрении. Например, 2-метровая толщина стен характеризует наших предков как цельных и целеустремленных людей, которые строили здания на века. Сохранились фундамент, кусочек кирпичной мостовой у паперти, комната под алтарем, инженерные решения. Мы были удивлены прообразом современного кондиционера - вентиляционной системой. Нам сегодня стоит поучится у наших предков пользоваться энергией матушки-земли, а не создавать искусственных источников. Я за то, чтобы в нижнем ярусе оставить руины, а в верхнем построить новодел. Тогда бы мы получили историческую доминанту Омской крепости при сохранении памятника материальной культуры.

 - Это технически возможно сделать?

 - Конечно. Существует много способов, как это сделать, а также примеров и образцов во всем мире. Например, в Греции в одном из зданий под стеклянным полом можно увидеть руины античного сооружения. А в Киеве при восстановлении памятника архитектуры 10 века «Золотые Ворота» сохранили древнюю кладку.

 - Какие интересные находки Вы обнаружили при работах на руинах собора?

 - Мы нашли фрагменты церковной утвари: детали подсвечников, лампад, паникадил. Возраст находок примерно 150-250 лет. Все экспонаты мы сдали в Омскую крепость.

 Анастасия Скворцова