Заявления граждан о мошенничестве с торговыми местами на ярмарке ООО «Торговый город» с трудом пробиваются через силовые ведомства.
Как уверяет омичка Виктория Гильметдинова, на территории вещевой ярмарки ООО «Торговый город» уже много лет действует организованная группа мошенников. В ее составе представители этнических диаспор и администрации.
Столь громкое заявление женщина подтверждает фактами из своей личной биографии и обширной перепиской с полицией и прокуратурой Кировского АО. Заплатив в 2012-м году с подачи руководства ООО 75 тысяч рублей некоему вьетнамцу за мифическое право аренды места и торговое помещение на вещевой ярмарке, госпожа Гильметдинова лишилась в итоге и денег, и единственного источника дохода.
Уроженка Узбекистана Виктория Гильметдинова приехала в Омск по программе переселения русскоязычных граждан из ближнего зарубежья «Соотечественники». Без квартиры, без скарба, с ребенком на руках женщине ничего не оставалось, как уповать на саму себя. Взяв кредит в банке, она пошла на вещевой рынок в надежде купить торговое место и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.
В администрации ООО «Торговый город», куда пришла Гильметдинова, ей дали понять, что свободных мест на рынке нет, но имеется возможность приобрести право долгосрочной аренды и контейнер в собственность. И посоветовали куда обратиться – к вьетнамцу Дык Тхай Нгуену, человеку не последнему на рынке, владельцу целого ряда национальных кафе.
При посредничестве сотрудников ООО «Торговый город», как следует из заявления женщины в полицию, она передала господину Дыку 75 000 рублей, о чем у нее имеется расписка (копия в редакции). Сразу после этого на ярмарке для нее нашлось свободное место (ряд 91, место 4), ей передали торговое помещение и заключили договор (№0991004 от 01.02.2012г.).
Не вникая в юридические нюансы, Гильметдинова с радости подмахнула все документы (такую сделку выгодную провернула! – как ей тогда показалось). Подписала всё, не читая. Как позже выяснилось, с ней подписали самый обычный стандартный договор о предоставлении торгового места сроком на 1 год, где были прописаны сплошные штрафные санкции в отношении арендатора и право разрыва отношений «в любой момент» – для арендодателя.
Об этих нюансах торговых отношений в Омске Гильметдинова узнала уже через месяц, когда ее буквально обложили штрафами. По мнению женщины, несправедливыми. Денежные взыскания накладывали за все подряд. Пришла на рынок с ребенком – штраф. Отошла по нужде и попросила присмотреть за точкой соседку – штраф. Подошел знакомый, задержался дольше обычного на твоем рабочем месте – штраф. Чтобы хоть как-то сбавить напор и беззаконие контролеров, приходилось, по словам ИП, ублажать администрацию подарками – об этих нравах «Торгового города» предпринимательница также написала в органы правопорядка. О том, что ее элементарно выживают, «арендатор» поняла много позже, когда ее контейнер стали неоднократно опечатывать, а саму буквально силком выгонять с территории рынка.
Обескураженная женщина пошла к администратору рынка Людмиле Остапенко, при которой, со слов Гильметдиновой, она и передавала деньги за место гражданину Вьетнама: «Не получается сотрудничество – верните деньги, я пойду в другое место трудиться». Сотрудница вытаращила глаза и сказала, что ни о каких деньгах она ничего не знает.
Гильметдинова буквально взорвалась от негодования. Так появилось ее первое заявление в Отдел полиции №1 УМВД России по г. Омску.
Заявление приняли, но предварительную проверку участковые провели из рук вон плохо. О многом говорит уже тот факт, что главного фигуранта, вьетнамца Дыка, обвиняемого в мошенничестве по ст. 159 УК РФ – «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием», не просто не опросили, но даже и не нашли. Женщина предполагает, что полиция просто не стала беспокоить серьезного человека по пустякам.
При таких обстоятельствах жалоба заявительницы в прокуратуру Кировского округа не остается без внимания надзорного ведомства – постановление отменяют. Мало того, к делу об обмане на тот момент матери-одиночки и переселенки с ближнего Зарубежья подключается депутат Госдумы Елена Мизулина – запросы на фирменном бланке нижней палаты парламента РФ заставляют силовиков проявить завидную суперактивность. Не исключено, что именно с их подачи администрация ООО «Торговый город» в лице тогдашнего гендиректора Александра Искандарова по своей инициативе выходит на Гильметдинову и слезно просит ее «забрать заявления». Дескать, извините за беспокойство, конфронтация никому не нужна и скандальные последствия – тоже. И вновь женщина дала слабину, поверила сладким речам торговца.
В итоге в Госдуму полетел ответ, что инцидент исчерпан по причине того, что заявительница «обратилась в ОП№1 УМВД России по г. Омску и прокуратуру по Кировскому АО г. Омска о прекращении дальнейшего разбирательства, так как претензий ни к кому не имеет». Дальнейшее можно предугадать с большой степенью достоверности. Да, именно так: не прошло и месяца как строптивая и дважды обманутая арендаторша вновь попала под пресс рядового состава ООО «Торговый город». Здесь ей уже намекнули прямым текстом, что ее торговое место приглянулось хорошим людям и те готовы заплатить за его выкуп миллион рублей, но, понятное дело, не ей.
И вновь «Сторона 1» договорных отношений даже не заморачивается хотя бы формальным соблюдением прописанных в документе юридических процедур: контейнер сначала опечатывают, а затем и сносят вместе с оставшимся там товаром, даже письменно не уведомив собственницу (арендатора).
Много позже появляется «Уведомление о расторжении договора» за подписью нового директора Г.Г. Гоголашвили, но без подписи ИП Гильметдиновой В.В. о вручении, как того требует закон.
В этой патовой ситуации Виктория Гильметдинова – делать нечего – вновь обращается с заявлением в органы правопорядка. Просит защитить от произвола и оказать содействие в возврате 75-ти тысяч и исчезнувшего товара.
Но и на этот раз повторяется – один в один – технология двухлетней давности.
Участковый уполномоченный ОП №1 старший лейтенант полиции Шамшиев А.Б., рассмотрев материалы предварительной проверки (КУСП №5815 от 31.03.2014 г. №6133 вх. №1875 от 04.04.2014 г.), приходит к выводу, что в действиях администратора Остапенко Л.М. и гражданина Вьетнама Дыка Т.Н. «имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ, а усматриваются гражданско-правовые отношения, которые рассматриваются судом путем подачи заявления в гражданском порядке».
Но вот ведь незадача: в материалах проверки опять отсутствует даже упоминание, что гражданин Вьетнама Дык Т.Н. был найден, его личность установлена, и он был опрошен на предмет участия в предполагаемой афере с перепродажей права аренды. А при таких обстоятельствах, о каких гражданско-правовых отношениях может идти речь?! Мы, например, попытались самостоятельно найти «господина Дыка», чтобы задать вопросы по существу, но – безрезультатно. Все гости из Вьетнама – на одно лицо, по-русски говорят слабо, или делают такой вид, а от конкретики с именами просто шарахаются в сторону. Видимо, в такую минуту им мерещится наша доблестная УФМС. Одним словом, без помощи правоохранительных органов продвинуться в этом вопросе не представляется возможным.
Не исключено, что именно эту недоработку в отказном материале заметили в прокуратуре КАО. По крайней мере, помощник окружного прокурора Татьяна Остапчук сообщила нам, что «надзорное ведомство еще в июле 2014 года отменила постановление участкового Шамшиева об отказе в возбуждении уголовного дела «за неполнотой проведенной проверки».
Вот только проинформировать заявительницу ни прокуратура, ни полиция об этом позитивном факте почему-то не сочли нужным. Все это позволяет предпринимательнице Гильметдиновой сделать нелицеприятный вывод, что и полиция, и прокуратура прикрывают происходящее беззаконие на территории «Торговый город». По словам женщины, таких как она, обманутых и бесправных, на ярмарке предостаточно. Особенно страдают рядовые русскоязычные граждане. Юридически неподкованные, верящие, что банковский стартовый капитал и место на рынке позволят им безбедно существовать…
В администрации рынка, куда мы обратились за комментарием, о конфликте с гражданкой В.В. Гильметдиновой ничего не знают. Замдиректора ООО «Торговый город» Ирина Стародубова, фигурантка отказного полицейского материала, сослалась на «огромное число арендаторов», а возможность перепродажи права аренды за бешеные деньги категорически опровергла:
- Мы действуем строго в правовом поле, с каждым арендатором заключен договор, где четко прописаны права и обязанности сторон.
О том, что ее опрашивали полицейские на предмет заявления ИП Гильметдиновой «о мошенничестве», замдиректора не помнит, порекомендовала обратиться в юридический отдел.
Оставшаяся без денег, без товара и без средств к существованию, находясь на сносях, Виктория Гильметдинова уповает только на божий промысел, который вдруг сподвигнет силовиков на профессиональное исполнение своих служебных обязанностей. С позитивным для заявителя результатом.
Или, может, опять написать Мизулиной?