Рано утром 11 октября 1984 года в Омске произошла крупнейшая по числу жертв авиакатастрофа в истории РСФСР/России. На полосе столкнулись самолет и автомобили аэродромной службы, заживо сгорели 163 человека, еще 16 довезли до больницы, где умерли 15 из них. Еще спаслись летчики в кабине; они вылезли через ветровое стекло.

Самой страшной авиакатастрофе на российской и омской земле исполнилось 30 лет. 11 октября 1984 года Ту-154 летел из Краснодара в Новосибирск с посадкой в Омске. Экипаж – 9 человек во главе с опытным командиром (КВС) Борисом Степановым. В кабине пилота – 4 человека: КВС, 2-й пилот, штурман и бортинженер. В салоне – 5 стюардесс и  170 пассажиров, из них 24 ребенка.

Люди летели с юга домой. В Омске заходили на посадку в 5.40 утра. Погода была плохая: дождь, 10-балльная облачность на высоте 100 метров, дымка, температура +3 градуса. Тем не менее КВС мог сесть в этих условиях, диспетчеры аэропорта также дали добро на снижение и посадку. А на земле в тот момент череда чудовищных халатностей наземных служб и диспетчеров готовила людям могилу. 

Руководитель полетов (РП) Ишалов опоздал на инструктаж своей смены. Диспетчер старта Бородаенко то ли спал, то ли отвлекся на общение с женщиной. Мастер аэродромной службы Прохоров без разрешения РП вывел технику на просушку взлетной полосы (ВПП) от воды. Техника не была оборудована рациями эфира и проблесковыми маячками.

В ведении Прохорова были «ветродуи» - самодельные машины на базе КрАЗа и «Урала», оборудованные списанными реактивными двигателями и заправляемые керосином. Топливо горит и сушит ВПП. Маячки на «ветродуи» не ставили, уж очень болят от них ночью глаза. Маячок был только на УАЗике Прохорова, где была аппаратура контроля коэффициента сцепления. Этот маячок использовался, увы, только как сигнал начала и окончания работ.

Прохоров должен был доложить о выходе машин на ВПП Ишалову, но того не оказалось на месте в момент звонка. Тогда Прохоров доложил Бородаенко, тот выход машин на ВПП разрешил, не спросив, для чего выходят машины, табло «ВПП занята» не включил и Ишалову также ничего не сообщил. Диспетчер посадки Огородников, не получив четкого подтверждения от Бородаенко, что ВПП свободна, в условиях цейтнота времени (самолет уже садился) посадку разрешил, хотя должен был отправить ТУ-154 на второй круг до выяснения. 

В итоге самолет сел на взлетку, поехал по ней, почти тут же столкнулся с «ветродуями», разломился и перевернулся. Водители машин погибли сразу. Вспыхнуло топливо как самого самолета, так и 20 тонн керосина, что было в аэродромных машинах. Остатки Ту-154 раздавили и УАЗик Прохорова, который погиб вместе с водителем, и все это мгновенно взорвалось и превратилось в один полыхающий пожар. Повезло только летчикам - кабина уцелела и оказалась вне зона огня.

А у пассажиров не было шансов уцелеть; они не могли выбраться из горящего перевернутого салона, хотя летчики пытались их спасти, открыв дверь кабины пилота, но не смогли этого сделать, однако спаслись сами. Об их состоянии говорят показания, что якобы КВС Степанов держал в руках табельное оружие и на полном серьезе угрожал застрелить диспетчеров. Итог катастрофы – погибли 169 пассажиров, 5 стюардесс и 4 человека на земле. НТВ снимало передачу об этой истории 2 года назад.


Виновные получили очень суровые приговоры: Ишалову и Бородаенко омский суд дал по 15 лет, Огородникову – 13, а начальнику погибшего Прохорова (непонятно за что)  – 12 лет лишения свободы. Все они, однако, освободились раньше. Родные погибших судятся с ними до сих пор. БК55 выражает соболезнования родным и близким погибших людей. Пусть земля им будет пухом!

Игорь Федоров