Вы наверняка обращали внимание на мистическую закономерность. Стоит иной раз случайно узнать о каком-нибудь факте, и невозможно отвязаться от мыслей о нем. Простой пример. Недавно в Лондоне произошел сильнейший скандал - отменили выставку-перформанс Exhibit B. Это шоу, в котором участвуют 150 актеров-натурщиков, ранее показали в дюжине других городов планеты и - ничего. Однако «толерантная» британская публика повела себя агрессивно и закрыла баррикадой выставочный комплекс под вокзалом Ватерлоо.
Что, собственно, ей не понравилось? Тема рабства. Видите ли, чернокожие актеры в железных намордниках, прикованные цепями, сидят, не двигаясь, и изображают рабов. Запоздалая реакция граждан, чья страна вместе с Португалией, Испанией, Францией в прошлом превратила Африку в заповедное поле охоты на туземцев и вывезла на плантации и на погибель миллионы примерно таких же «этнографических объектов».
Узнал я о той инсталляции, и началось. По радио в моей машине Ветлицкая вдруг запела про оковы любви и рабской зависимости. Открыл Евангелие от Матфея, а в тексте суровый господин приказывает выбросить негодного раба «во тьму внешнюю», где «будет плач и скрежет зубов». Выхожу в интернет, и сразу в глаза бросается новость октября: «человеческий зверинец» режиссера Бретта Бейли, оскандалившегося в туманном Альбионе, скоро покажут в Москве. Как-то его примут в столице Российской Федерации? В общем, «не вынесла душа поэта», и по традиции решил провести пару-тройку параллелей между историческими событиями. Они удалены друг от друга во Времени, но связаны тематически – общей бедой Человечества, которая имела место быть. Неиссякаемой и затаившейся доныне в отдельных «недоразвитых» странах. Впрочем, и в развитых – тоже.
Известно, что международная «Конвенция о рабстве» была подписана 25 сентября 1926 года в Женеве. В документе, сданном на хранение в архив Лиги Наций, даны определения. Напомню. Под рабством понимается «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности». Под работорговлей – «все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена… etc». Во второй главе документа Высокие Договаривающиеся Стороны обязались предупреждать и подавлять работорговлю, а также постепенно и возможно скорее отменить рабство во всех его формах.
Считалось, что последней, в 1981 году, Республика Мавритания сняла с людей кандалы. Но это не так. В наше время, на вполне законном основании, позорное явление укоренялось в самой свободной и демократической стране мира. Оказывается, в штате Миссисипи (США) не действовала 13-я поправка к Конституции, ратифицированная Конгрессом аж в 1865-м. Штатские власти попросту забыли отправить в Федеральный реестр копию важнейшего документа, подтверждающего отмену рабства. И лишь недавно бюрократическую ошибку исправили.
По следам той фантастической новости в 2012-м сочинил я нравственно-дидактическое «Сказание о Рабе, Призраке и Надежде». Так сказать, исключительно в просветительских целях. Напомнил тогда своим читателям о «Манифесте Коммунистической партии», об американской секретной программе (Counter Intelligence Program) подавления политических и общественных организаций, о капельном выдавливании раба из себя по рецепту Чехова.
Не могу и сейчас удержаться. Выше по тексту упомянул библейскую книгу. Отнюдь не случайно. Авраам Линкольн положил цитату из Евангелия от Матфея в основу своей едва ли не самой известной речи в мире. (Информация для богатых – портрет этого человека украшает аверс 5-долларовой купюры, для остальных – это 16-й президент США). Блестящее выступление политика называлось «Дом разделенный».
– Если бы мы сначала узнали, где мы находимся и куда стремимся, – сказал оратор, – то могли бы решить, что делать и как этого достичь. Наступил уже пятый год с тех пор, как мы услышали обещания проводить политику запрета пропаганды рабства. Но в свете этой политики подобная пропаганда не только не прекратилась, но постоянно становилась все слышнее. По моему мнению, ей не будет положен конец до тех пор, пока мы не признаем существование кризиса и не преодолеем его. «Дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Так и наше государство не сможет постоянно быть наполовину рабовладельческим, наполовину свободным…
Золотые слова из Нового Завета: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Спустя несколько лет Линкольн станет президентом и после кровопролитной гражданской усобицы положит свою жизнь на алтарь победы. Но Америка освободила подневольных и устояла.
1861-1865. Годы чужой и чуждой для нас Истории. Надо ли знать россиянам, что происходило в Соединенных Штатах? Думаю, ответ ясен – безусловно! И хорошо, что на следующей неделе белый южноафриканец Бретт Бейли, выросший при апартеиде, покажет свой «зверинец» в столице России. Если спросят, он политкорректно расскажет в интервью на фоне «этнографических объектов» о том, чем плохи дискриминация, сегрегация и прочие расовые безобразия. 23 тысячи англичан подписали протестную петицию и назвали его спектакль «возмутительным актом расизма». Это ж какое поле откроется у нас для всякого рода политических спекулянтов и пропагандюков? Неизвестно, что скажут и несистемные либералы. Уж они-то просто обязаны посмотреть, из чего произросла хваленая западная демократия. Вероятно, промолчат.
Если бы перформанс Exhibit B привезли в Омск, я непременно бы сходил. Для сравнения, конечно, с тем, что было в Российской Империи в то же самое время, когда Линкольн освобождал рабов. Помните? Император Александр Второй отменил крепостное право и освободил от него сельское население. В 1881-м, тоже весной, он был убит народовольцами. Сейчас власти стимулируют интерес граждан всех поколений к родной истории. Очень хорошо. Но почему бы не показать нашему царству такое «наглядное пособие», как передвижная выставка? Вопрос, естественно, риторический. Чем можно открыть экспозицию? Думаю, указом Екатерины Великой «Об отмене употребления слов и речений в прошениях на Высочайшее имя и в Присутственные места подаваемых челобитен», изданным в 1786 году. Императрица запретила подписывать документы словами «всеподданнейший раб».
Не с этого ли началось освобождение? Пожалуй, нет, но после указа каждый, кто хотел быть свободным, мог выдавливать раба из себя…
«Бизнес-курс» № 39 (565) от 08.10.2014