Новоизбранный ректор Омского государственного университета на первой пресс-конференции поделился дальнейшими планами развития главной альма-матер города и рассказал, почему управлять умными людьми намного проще, чем необразованными.

– Алексей Валерьевич, каковы первые результаты вашей работы?

– Этот период выпал на приемную кампанию, и я очень рад, что абитуриенты показали высокий балл не только по традиционным гуманитарным специальностям, но и естественно-научным. Приток таких студентов говорит о том, что ОмГУ становится привлекательным не только для гуманитариев. А значит, задачи, поставленные в моей предвыборной кампании, уже начали реализовываться.

На должности ректора мне, историку, пришлось превращаться в хозяйственника. Была проведена серьезная работа по подготовке корпусов к зиме – освоено порядка 19 миллионов рублей.

– Сейчас уровень окладной части заработной платы сотрудников университета ниже уровня МРОТ. Планируете ли вы как-то дотянуть оклад до минимального уровня?

– В университете создана группа по разработке нового положения о стимулировании и оплате труда. В октябре мы приступаем к формированию бюджета 2015 года, чтобы заложить в него возможность повышения зарплаты. Кстати, меня как ректора перевели на эффективный контракт, который несколько отличается от контракта моего предшественника: показателем эффективности работы декана является эффективность работы преподавательского состава, а мы все понимаем, что она зависит от размера зарплаты.

– У нового главного корпуса до сих пор нет разрешения на строительство. Как решается проблема?

– Сейчас проект находится на рассмотрении в «Главгосэкспертизе». Что касается вопросов финансирования, то в рамках программы ФАИП бюджетное финансирование проекта составило 20 миллионов, 10 миллионов были перенесены на 2015 год. Вероятность получения каких-то дополнительных средств напрямую зависит от результатов госэкспертизы.

– Планируете ли вы в рамках сокращения расходов объединить некоторые кафедры университета?

– Объединение не всегда приводит к положительным результатам. Большим монстрам тяжело заниматься внутренним самоуправлением, не говоря уж об управлении внешнем. Каждая кафедра – сложившаяся система, и я не хочу рушить целостность сложившегося коллектива.

– Шли разговоры о том, что факультет культуры и искусств будет переформатирован в отдельный вуз...

– Мы не отказываемся от этой идеи. Здесь решение будет приниматься сверху, ну а мы, в свою очередь, должны сделать так, чтобы процесс отделения факультета от госуниверситета был достаточно безболезненным.

– Алексей Валерьевич, в системе образования вы работаете более тридцати лет. По вашему мнению, за эти годы она претерпела серьезные изменения? Довольны ли вы лично сложившейся системой?

– Какого-то определенного недовольства у меня нет. В условиях процесса глобализации трехуровневая система «бакалавр-магистр-аспирант», которая сейчас существует в вузе, позволяет нашим выпускникам адаптироваться к западной системе ­образования в том случае, если он выбирает траекторию реализации за пределами страны.

– В стране есть проблема «утечки мозгов». Может быть, России просто не нужны «великие умы»? Ведь ими сложнее управлять?

– Главная задача национальной безо­пасности страны – сохранение интеллектуального потенциала государства. Куда нам без умных людей? Это большое заблуждение, что государству проще управлять необразованными людьми. Наоборот, управлять умными людьми намного эффективнее – они ведь быстрее понимают, чего от них хотят. Но то, что психологическое воздействие на определенные слои населения проводится и это порой приводит к серьезным катаклизмам, я не отрицаю.

Записала Ирина Буркина

«Бизнес-курс» №38 от 01.10.2014 г.