Перспектива того, что олигарх из России получит часть британских полезных ископаемых в разгар напряженности между Россией и Западом, тревожит Соединенное Королевство. Имя Михаила Фридмана вызывает в Британии массу неприятных воспоминаний.

В Северном море - всего в 65 км от побережья Великобритании - немецкая компания RWE Dea ведет добычу природного газа на месторождении «Бриг» (Breagh), самом крупном месторождении в этом районе. С гэльского языка слово Breagh переводится как «красивый».

Однако Великобритания считает крайне некрасивым тот факт, что концерн RWE из немецкого города Эссен собирается продать свою дочернюю компанию Dea вместе со всеми правами на разведку и добычу прямо перед британским побережьем. Поэтому британцы могут помешать не продаже как таковой, а покупателю - это российская инвестиционная компания Letter One, возглавляемая российским мультимиллиардером Михаилом Фридманом. Последний - предприниматель до мозга костей, прошедший сквозь огонь и воду, к тому же имеющий очень хорошие отношения с Кремлем. Перспектива того, что олигарх из России получит часть британских полезных ископаемых в самый разгар напряженности между Россией и ее соседями на Западе, и вызывает недовольство в Соединенном Королевстве.

Британские власти уже на протяжении нескольких недель проверяют возможность сделки. В частности, министерство энергетики Великобритании занимается выдачей лицензий на добычу природных ископаемых, и в случае смены владельца лицензия может быть отозвана. Пока что неизвестно, поступит ли такой документ или нет, в результате чего сделка находится на грани срыва. Британская сторона, в свою очередь, от каких-либо комментариев воздерживается. Продажа дочерней компании российскому инвестиционному фонду за 5 млрд евро имеет большое значение для RWE, имеющего огромные долги.

Между тем имя Михаила Фридмана вызывает массу неприятных воспоминаний в Великобритании, в особенности - среди местных нефтегазовых компаний. Один из примеров того - случай десятилетней давности, когда Фридман и тогдашний глава энергетического концерна BP лорд Браун учредили совместное предприятие ТНК-BP, занимавшееся добычей нефти и газа в Сибири. Совместная компания оказалась неудачной идеей с самого начала: партнеры следили буквально за каждым шагом друг друга, в результате чего в скором времени компаниям пришлось общаться между собой уже с помощью адвокатов. Апогей конфликта, в свою очередь, произошел в 2008 году, когда главу BP буквально вынудили покинуть Россию, а Фридман сравнил председателя совета директоров британской компании Питера Сазерленда с нацистским пропагандистом Йозефом Геббельсом.

Франк Домен, Дитмар Хавранек, Александр Юнг