Доктор философских наук, профессор Георгий Синченко изложил «Бизнес-курсу» личную «теорию происхождения» нынешних украинских событий и поделился житейскими историями из «параллельного мира» Украины. Заодно сотрудник Омской академии МВД России рассказал об обнаруженном в самом сердце России гражданском обществе и со свойственным ему чувством юмора раскрыл рецепт «пивной деморализации противника».

Об общественном через личное

Воспринимаю происходящее на Украине не просто как человек, с которым рядом громыхает. Для меня это очень личное. Вот маленькая история. В 1983 году - я уже был женат - мы с супругой приехали на Украину. Будучи в Харькове, вдруг выяснили, что родственники с ее стороны и с моей стороны живут на одной улице. Мои украинские связи этим не исчерпываются. А жена и вовсе оттуда, ее юность прошла в Горловке и в Донецке. Поэтому, когда там стреляют, это стрельба по ее жизни. Еще мы постоянно бывали на Украине. Личное накладывается на общественное и лишь усиливает остроту переживаний.

О «параллельных мирах» Украины

Что меня поражает - нынче жизнь на Украине развивается будто в параллельных мирах (хотя, если вдуматься, иначе и быть не может). С одной стороны, все то, о чем мы знаем: кровь, атаки, беженцы, гуманитарная катастрофа... Но рядом течет обычная жизнь. Вспоминается «Дом и корабль» Александра Крона: война ­прорастает в повседневность, расставляя в ней новые акценты, но не отменяет ее. Прямо сейчас с оглядкой на происходящее люди делают ремонт, разводят цветы, учатся музыке, женят детей… Пиво пьют, кстати говоря.

Разговаривал по Скайпу с родственником. Сидят с семейством во дворике в двухстах километрах от Донецка, держат в руках пивные кружки, закусывают рыбкой, бросают лакомые кусочки любимой дворняжке Бимке. Предаются что ни на есть мирному занятию. Меня это обрадовало: это ведь не в пример лучше, чем метать мины или прятаться от них по подвалам. Будь я крупным военным начальником, я бы в целях деморализации солдат противника перед артобстрелом «бомбил» их пивными бочками. Потому что горилка горячит, а пиво «тяжелит».

Есть нюансы, конечно. В прошлом году родственник вынашивал замыслы, как довести свой дворик до ума, а сегодня задумывается, не купить ли ему на эти деньги буржуйку: кто знает, что будет зимой…

О «всеобщей мобилизации»

Со слов местных, в ряды украинской армии может попасть почти любой, учитывая обстановку и раздвинувшийся возрастной диапазон призывников. Моего знакомого недавно призвали. Звонит родне: мне надо то и то, пятое-десятое. Государство не дает: «Бронежилет? Иди и покупай. В магазине-то есть!», но денег нет и у родственников. Гривна трещит по швам, заработки упали, налоги взимаются в растущем объеме.

О «прыжках» через языковые барьеры…

Или вот еще сюжетец. Есть у нас на Украине любимая девочка, дочь друзей. Хорошая девочка, студентка. Недавно победила в серьезном университетском конкурсе. Новоиспеченную лауреатку позвали на сцену и попросили сказать несколько слов. Оговорюсь: мероприятие официальное, проводилось на украинском языке. Итак, наша девочка начала говорить и в какой-то момент перешла на русский, хотя она украинка: «Извините, эмоции захлестывают, не могу иначе выразить свои чувства!» Публика… Публика откликнулась по-доброму. Они сами такие! Они себя в ней узнали.

Затронутая проблема непроста. Посмотрите: оба языка - и украинский, и русский - живут как по одну, так и по другую сторону размежевания. И в то же время русский под прессингом. С одной стороны, человеку в определенных ситуациях приходится формально оправдываться за то, что он переходит на русский, а с другой - окружающие с пониманием на такое переключение реагируют. Не буду говорить избитое слово «парадокс». Французский философ Поль Рикер правильно заметил: проблема человеческих прав непременно преломляется в проблеме права говорить на своем языке.

Киев - самая западная точка Украины, где я был. Русский - первый язык, встречающий тебя в магазине, в метро, на улице. По крайней мере, так было еще недавно. Очень часто это чистая, интеллигентная речь горожан явно не в первом поколении. Люди, с которыми мы говорим и думаем на одном языке, на Украине еще не перевелись. И на значительной территории они задают лингвистическую тональность общения. Мне кажется, лучший вариант для многих и многих - двуязычие, аккуратно юридически закрепленное в соответствующих частях страны. Украинский надо знать и уважать, русский уважать и не забывать. Они ведь друг для друга как зеркало!

О малой родине и больших сравнениях

А вот история, которая, на первый взгляд, вообще к Украине отношения не имеет.

Когда я приезжаю на родину, в Вильнюс, мое любимое занятие - ходить пешком. Выхожу из родного дома в районе Науямиестис - это Новый город - и пошел бродить. Сильнее всего привлекает Сянамиестис - Старый город…

Итак, через пять минут после начала пешего путешествия вижу большое современное здание - Польский дом. Спустя полчаса дохожу до старинного особняка в великолепном состоянии - это еврейский культурный центр. Совсем не такой заметный, в Старом городе расположился и русский культурный центр, есть русский драмтеатр, большой книжный магазин, рестораны «Жар-птица», то и дело звучит русская речь. Русских в Литве 200 тысяч. Согласитесь, для трехмиллионной страны это цифра. Однако того, что не просто сохранилось от прошлого, а сейчас производится у нас и востребовано там, значительно меньше. Бросаются в глаза «ЛукОЙЛ» и водка «Пять озер». Конечно, добавим невидимый, однако такой нужный, газ по ­трубопроводу.

Нефть и газ - это замечательно. Но не нефтью единой жив человек. Есть у нас еще бренды? Да, хрестоматийный балет. Да, автомат Калашникова. И даже известный слой русского языка, получивший - не будем лицемерами - широкое международное признание. А КВН? Достаточно вспомнить его фестивали в латвийской Юрмале. А как насчет нашего шикарного хоккея, который в самые последние годы расширил границы? Пару лет назад один из матчей КХЛ игрался в Вильнюсском дворце спорта. После финального свистка зрители рукоплескали и скандировали: «Ачу!» («Спасибо!»). А ведь Литва - страна баскетбольная, не хоккейная…

Ловлю себя на ощущении (возможно, субъективном), что скромное российское участие в культурной жизни постсоветской Прибалтики как-то более заметно, чем на Украине. И это при том, что на Украине людей, связанных с Россией языком, происхождением, родственными отношениями, больше, чем все население государств Балтии вместе взятых. Нельзя сказать, что мы со своей историей, культурой, литературой, музыкой попали бы на девственно чистое поле. Двадцать лет назад там еще не надо было учить азбуке с нуля, а теперь на азбучные вещи какая-то часть украинской молодежи смотрит уже иначе.

Долгое время активно не продвигались мягкие формы присутствия в сопредельном, но уже другом социокультурном украинском пространстве. Отчасти, возможно, из-за установки - «мы и так большие, а они и так близкие». Знаете, на какую удочку лет шестьсот назад попались литовские князья? До того увлеклись делами европейскими, что пустили на самотек свою восточную политику, а на Востоке как раз Москва крепла...

В чем причины украинского конфликта? Монокаузальные схемы сего­дня не работают. Не буду говорить о геополитике, экономике и залежах сланца. Скажу о другом. Видимо, одна из причин - нераскрытый потенциал тех самых форм мягкого притяжения. Разумеется, здесь далеко не все от одной России зависело. И все же если бы состоялась длительная политика мягкого присутствия на этом поле, оно как минимум не было бы ­таким открытым для альтернативного влияния.

О разногласиях с Европой и цене запретов

В чем разница между патриотом и националистом? Патриот - это тот, кто гордится своей страной, а значит, считает ее лучшей. А националист - это тот, кто всех остальных считает хуже. Граница очень тонка. Где гарантии, что всем сторонам удастся на ней остановиться? Культура отношения к инаковости - это не хоккей и не балет… Не хотелось бы дойти до точки невозврата, до непримиримого противопоставления: «мы» и «они».

Я, например, люблю голубой сыр, тот, что с плесенью. Но жена недавно купила последнюю литовскую «Свалю». Сознание невозможности часто более значимо, чем сама невозможность. Нет, само по себе это не смертельно. Но ведь «само по себе» - фикция, потому что за частными следствиями стоят причины, по которым планета накаляется, а это уже всех касается. Может, лучше собраться по принципу «самовар наш - сыр ваш», попить чайку и спокойно обсудить, как жить дальше?

О гражданском обществе

Если меня спросить, есть ли в России гражданское общество, я скажу: «Летом в питерский Таврик приходите!»

Две летние недели мы провели в Санкт-Петербурге. Жили в центре, до Летнего сада двадцать минут пешком. А если идти в другую сторону, попадаешь в Таврический сад - в просторечии Таврик. Ухоженный парк, несколько гектаров тенистых деревьев и пышной зелени. Но это не просто другая природа…

Сюда приходят отдыхать люди. Написано: «Выгул собак запрещен». ­Общеизвестно, как в Питере обожают домашних животных, посему все кому не лень выгуливают собак. При этом в парке чисто.

Написано: «По газонам не ходить» – не просто ходят, а сидят, лежат, загорают, танцуют, занимаются йогой, играют во фрисби. Никто не мусорит, не бесчинствует, никто никого не задирает, все замечательно сосуществуют.

Рядом улица Фурштатская, на ней ЗАГС. Оттуда, естественно, в парк приходят молодожены, фотографируются, пьют шампанское в общественном «неположенном» месте…

Власть относится к здешним нравам тактично: за две недели не видел ни единого конфликта.

Это ценно как спонтанный эксперимент. Ну хотя бы в одном отдельно взятом парке одного отдельно взятого города на одной отдельно протекающей реке. И эксперимент показывает, что мы, находясь в тесном контакте с другими людьми, можем жить и давать жить им, можем сосуществовать по принципу самоорганизации. И не надо к каждому приставлять надзирателя. Мы на это способны. Без конкурсов, как на «Дом-2», с отбором «определенного контингента». Любой может приехать - из Элисты, из Магадана или из Лондона - и провести день в гражданском обществе, которое возникло единственно возможным путем: не по приказу, не по регламенту, а само собой.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод». Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

«Бизнес-курс» №37 от 24.09.2014 г.