Уважаемый г-н губернатор, недавно чета Гордиенко устроила показательный слив молока высшего качества в канализацию на площади перед комплексом зданий правительства области. Акция прошла под лозунгом: «Вылей молоко под ноги губернатору». Свое отношение к этому поступку я уже высказал в опросе БК55: «А вы посадили бы фермеров Гордиенко на 15 суток?». Посадил бы! За хулиганство, но... Сразу оговорюсь, поступок Гордиенко не может и не должен служить оправданием для омских властей. И вот почему.

 Знаю, что пару лет назад Вы, Виктор Иванович, побывали в КФХ Гордиенко и публично пообещали им решение всех проблем... И даже выделили грант 2,5 миллиона рублей. И что же в итоге? Поделюсь личными впечатлениями. Пятого августа 2014 года министр Эрлих проводит, я был этому свидетель, торжественное собрание с сельхозпроизводителями в Одесском районе, посвященное Дню фермера. Картина маслом... Вся площадь перед одесским домом культуры, а также обочины прилегающих улиц заставлены «крузаками» и «кадиллаками» – один круче другого. В это же время на соседней улице, видимо, по иронии судьбы, единственный одесский фермер Сергей Гордиенко со скандалом сдает в приемном пункте молоко вечернего и утреннего надоя. Вы полагаете, фермера забыли на торжества пригласить? Нет, Виктор Иванович, дело в другом.

Молочный приемный пункт в поселке Одесский принадлежит Любинскому молзаводу, который почему-то решил сдать его в аренду компании ООО «Лидер». При этом договор на сдачу молока у Гордиенко подписан не с «Лидером», а с неким ООО «Аракс». Само ­собой ­разумеется, представителей «Аракса» в приемном пункте я так и не нашел. Да и Гордиенко этих людей, с которыми у него договор и которым он якобы молоко сдает, в глаза не видел. Напрашивается вопрос: зачем Любинскому молзаводу на крохотном пункте приема молока два посредника? И еще один вопрос риторического свойства: кто оплачивает содержание этих посредников? Все правильно, Гордиенко! А на фермерский праздник его не пригласили только потому, что он сопротивляется этим бессовестным, если не сказать бандитским, схемам, узаконенным, надо полагать, официально на всех уровнях власти, как районной, так и областной. Порядки таковы. Лаборатория может искусственно занизить показатели фермерского молока, затем делается перерасчет на высший сорт. Арифметика: ты сдаешь тонну, а тебе оплачивают только 800 кг.

 Пока Гордиенко «оформлял» пробы, чтобы отвести их в независимую лабораторию в Омске, я встретился с начальником отдела по борьбе с экономическими преступлениями одесской полиции.

– Вы знаете, мы по анонимкам не работаем, а официального заявления от Гордиенко не поступало, – пытался оправдать свое бездействие полицейский. Но потом все-таки признал, что дело там «нечистое», и рассказал историю. Некая фирма получает правительственную субсидию на покупку оборудования. Эта же фирма под это же оборудование берет еще и кредит в банке, а потом банкротится. Полиция по требованию банка проводит расследование. И выясняется: фирмочка, получившая кредиты и субсидию, зарегистрирована на наркомана. А поручителем по кредиту проходит ООО «Лидер», возможно, нынешний арендатор приемного пункта молока в Одесском районе.

– А кто стоит за «Лидером»? Чей это бизнес? И что дальше? – спрашиваю.

– Сверху поступила команда «отбой», мол, не наш это уровень.

 Почему так, Виктор Иванович? Что мешает Вам сегодня не только выявить, но и назвать поименно тех, кто сделал посредничество бизнесом? Подумайте над этим, и, возможно, Вам станет ясно – почему улицы в День фермера заставлены «крузаками», а единственный человек с настоящими фермерскими мозолями на руках сливает «результаты своего труда» в канализацию на площади перед домом правительства, т.е. под ноги губернатору. Увы, земли у нас ­принадлежат латифундистам на «крузаках», выпасов нет, пристроить молоко сельскому труженику – проблема.


Еще одна деталь. Сразу после торжественного собрания участников празднования Дня фермера в Одесском посадили в автобусы и повезли на экскурсию. Разумеется, мимо пресловутого молочного пункта. Я потом специально спросил об этом министра Эрлиха: «Виталий Александрович, вы видели этот приемный пункт? Нет? Зря! Ощущение такое, будто это заброшенная котельная 60-х годов прошлого века. Повсюду угольная пыль, асфальтом и не пахло, все допотопное, молоко перекачивают по канализационным шлангам»... И при этом они требуют от фермера Гордиенко исполнения каких-то стандартов.


Спору нет, крупные автоматизированные молочные фермы, о строительстве которых восторженно рассказывал министр Эрлих, – это здорово. Однако именно курс на безлюдное производство грозит катастрофой сельской экономике Омской области. Это хорошо понимал Сергей Манякин, добившийся удивительной, по советским меркам, гармонии между крупными совхозами и личным подворьем. По объемам производства между ними можно было ставить знак равенства. Но дело даже не в этом. Слишком много у нас людей на селе без дела. Дать им работу, поставить задачи, заинтересовать результатом – значит спасти от деградации сотни тысяч людей. Задача политическая, государственной важности, дающая при этом экономический эффект.

 Напоследок о хорошем. На днях мы встретимся в Одесском в таком составе: министр Эрлих, глава администрации района, руководство Любинского завода и посредники. У меня нет сомнений, что проблемы фермеров Гордиенко будут решены. Поэтапно. В том числе и вопрос с приданием статуса поселения родовому поместью Гордиенко, расположенному на территории исчезнувшей деревни Решетиловка. Добавлю к сказанному, что те, кто Вам, Виктор Иванович, сегодня докладывают об «объективных трудностях», мол, деревенский сход против или общей границы нет с деревней, – лукавят.

 Просто они, люди из Вашего окружения, не отдают себе отчет в том, что на кону – честь главы региона. Ведь Вы, уважаемый г-н губернатор, обещали это сделать два года назад – публично!

 

Сергей Сусликов, главный редактор журнала «Бизнес-курс»