Несмотря на официальное возобновление следствия по делу Юрия Гамбурга, защитник вице-губернатора Олег Любушкин уже не верит в возможность добиться справедливости в Омске. Сейчас его цель - информировать о ситуации напрямую руководство СКР, заявил адвокат в интервью БК55.


- Олег Александрович, вы недавно рассказали СМИ, что Меренков делал обращение к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Поясните, пожалуйста: когда это было, откуда у вас информация?
- Это информация из неофициальных источников. Мне об этом рассказали в облправительстве, кто именно сказал - уже не помню.

- Это было недавно?
- Нет, это было где-то за неделю до ареста Юрия Гамбурга, то есть в начале июня. Меренков в видеообращении якобы жаловался на необъективность следствия, на предвзятость. Бастрыкин, говорят, отреагировал очень остро. Судя по всему, омским следователям от него досталось - мол, почему у вас один бегает, а по второму фигуранту нет никакой определенности. Возможно, именно это дало толчок к аресту Гамбурга.

- А с нашумевшими жалобами супруги Меренкова в итоге какова ситуация?
- На последнем заседании в облсуде мы попросили зачитать протокол ее допроса - там было четко зафиксировано, что на вопрос «Вам угрожают?» она отвечать отказалась, ссылаясь на 51-ю статью Конституции. Силовики же, в свою очередь, ссылались на некий рапорт. У нас есть подозрение, что все это было инсценировкой с целью снова посадить Юрия Викторовича за решетку.

- Поясните, пожалуйста, возобновлено все-таки на самом деле следствие по делу Гамбурга или нет - в последние дни было много противоречивой информации по этому поводу.
- Формально - да, возобновлено 27 августа. Сначала нам отказали, но после двух жалоб - в прокуратуру и в СКР - они были вынуждены к нам прислушаться. Но реально на объективное расследование это пока не похоже. Более того, похоже, что следователи делают все, чтобы обесценить найденную нами сенсацию - информацию о скотомогильниках на проданных землях.

- На основании чего вы делаете такой вывод?
- У нас есть на руках документы, Росреестр предоставил нам карту, ветеринарная служба выезжала на место... Однако, как нам рассказывают, допросы следователя сейчас едва ли не сводятся к тому, чтобы люди отказывались подтвердить этот факт.

- До какого времени может продлиться возобновившееся следствие?
- Максимум - до 24 ноября. Но я думаю, что проверка факта наличия или отсутствия скотомогильника не займет у следователя больше двух-трех недель. Потом, скорее всего, нам снова передадут документы для ознакомления.

- Что вы сейчас, после очередного отказа, делаете для вызволения вашего клиента из-за решетки?
- В понедельник я должен получить обоснование отказа, ориентировочно 10-12 сентября буду подавать заявление в президиум омского облсуда с жалобой на незаконность продления ареста. Но, честно говоря, мы уже не очень верим в омский суд. Поэтому планируем достучаться до руководства следкома, чтобы развеять этот миф, сочиненный в их местном подразделении - мол, в Омске продали дорогущую землю за бесценок.

- Достучаться должно Адвокатское бюро «Бабурин, Скуратов и партнеры»?
- Да, этим занимается Сергей Бабурин и его помощники. Им легче, чем мне, попасть на прием к Бастрыкину. Наша цель - сделать все, чтобы человека освободили. А уже тогда мы будем состязаться аргументами, а не гнуться от жестокости ареста, когда человека сделали заложником.

- В интервью «Деловому Омску» вы сказали, что не исключаете появления Меренкова в Омске со дня на день...
- Это просто мое предположение. Где он сейчас, что с ним на самом деле - я не знаю. Думаю, что он сбежал из-за нервного срыва. Если бы он мог быть уверен, что следствие проведут объективно - он бы, думаю, вернулся. И я был бы этому рад. Судя по тем документам по земле, что он готовил - он хороший специалист и помог бы нам отстоять наши позиции в суде.

Наталья Николаева, Олег Ледянский