Наша компания вышла на город с предложением поставлять наши соки в детские сады и интернаты для детей-инвалидов, а также пожилых людей - и тут же столкнулась с проблемой бюджетирования социальной сферы. Ситуация, скажу вам, катастрофическая.


Участие в конкурсах в бюджетной сфере исключено. Есть старые добрые поставщики, которые обеспечивают город продуктами, например, соками.


Казалось бы: ну да ладно, главное, что дети пьют сок. Это здорово. Но тут я вижу, что дети пьют сок от иногороднего завода-изготовителя (не буду его называть), который в тендере разыгрывается по 23 рубля. И у меня возникает вопрос к моим поставщикам: почему, господа, себестоимость моего сока - 25 рублей, а там отпускная цена ниже, причем с уже заложенной от производителя прибылью? Когда я закладываю прибыль, он у меня стоит 30-35 рублей, в зависимости от удаленности (поставки мы делаем и в Нижневартовск).
«Откройте мне секрет!» - прошу я поставщиков. И представители солидной западной фирмы пожимают плечами: «Ты тоже можешь делать такой напиток. Только это будет не сок, а глюкозо-фруктовая смесь с ароматизаторами».


Мы выходим на местных представителей власти и говорим: «Предлагаем вам нормальный продукт. Да, он стоит дороже, но эта цена оправданна». Мой коммерческий директор – парень заводной, неравнодушный, к тому же сам отец детсадовца. Он лично общался с представителями администрации, периодически вопрошая: почему его сын в обед должен пить бог весть что вместо сока?


И что мы видим? Всем все равно.


Можно плакать, можно ругаться, можно затаиться и скрежетать зубами. Я сказал своему коммерческому директору: «А давай пойдем и разобьем эту систему!»


Нам начали говорить: мол, дорогу переходите, нарушаете чужой бизнес, лезете не в свое дело. Мы ничего не нарушаем, объяснял я. Мы хотим воплотить в жизнь идею: омским детям – хороший сок от местного производителя.


Мы выставили цену в 23 рубля, ниже себестоимости. «Что же будет?» - переживал коммерческий директор. «А будет то, что твой сын получит в садике наш, нормальный, сок, - сказал я ему. – Ты проиграешь в деньгах, но выиграешь в другом: твой сын будет расти здоровым».


Мы получили ряд дополнительных документов лишь для того, чтобы иметь право участвовать в конкурсах. Столкнулись с проблемой, что сок в ПЭТ-бутылке – это «не сок» (несмотря на сертификаты качества и асептическую упаковку), по условиям тендера сок может быть разлит лишь в тетрапаки. Через антимонопольный комитет доказали свои права.
И проиграли тендер.


Я начал разбираться и выяснил: оказывается, посредник брал у производителя сок за 17 рублей, а продавал его здесь в сады по 42. Если производитель имел рубль, наш посредник – 20! Выгодная и, видимо, давно отработанная схема.


Неприятно и обидно, когда ты приходишь в структуры администрации, говоришь: «Я местный производитель, делаю хороший продукт», а тебе в ответ: «А нам по барабану!» Деньги уходят в другие регионы, а «бонусом» мы получаем генетически неправильное обеспечение нашего молодого поколения.


Сегодня 15 процентов детских садов в Омске мы обеспечили соками и продолжаем участвовать в тендерах. В том числе и в Новосибирске, где цена за сок для детских садов на торгах – от 40 до 70 рублей. Высокие цены в данном случае оправданны – это показатель заботы города и о своих производителях, и о потребителях.
Жаль, что Омск этим похвастаться пока не может.


Олег Цирикидзе,
генеральный директор компании Spring