Потеря. Шок. Горе. Можно сколько угодно жонглировать синонимами, они все равно слабо передают ощущения после смерти Леонида Киселева. Отец хоккейного «Авангарда» ушел от нас, оставив чувство огромной пустоты. Перед глазами его наследие. И вопрос: будет ли увековечена память этого человека?
У Киселева в Омске был редкий статус живой легенды. Думаю, он это прекрасно понимал. Но едва ли относился к нему всерьез. Лучезарная улыбка, анекдот на любой случай жизни — он обладал редким качеством дарить радость одним своим присутствием. С легкостью он и работал. Хотя, если разграничивать термины, Георгич, как его звали среди своих, по-настоящему пахал. Он был таким в молодости, не изменил себе и когда волосы стали седыми, а на глазах появились очки с диоптриями.
При его жизни мы достаточно буднично воспринимали факты, связанные с «Авангардом». «Принял команду второй лиги чемпионата СССР», «привел клуб к первым медалям», «создал с нуля детскую школу и фарм-клуб». Но, пожалуй, стоит еще раз отчеканить - Киселев проделал титанический труд. Более того, сумел создать жизнеспособную систему и объединить вокруг себя множество неординарных людей-единомышленников. Подобных созидателей во всем российском спорте по пальцам пересчитать. Их вообще в жизни крайне мало. Конечно, гложет вопрос, на который мы никогда не получим ответа: что было бы с «Авангардом», если бы Киселев поработал с клубом под дождем из нефтедолларов конца 90-х - начала нулевых? Есть ощущение, что Омск отпраздновал бы не одно чемпионство. И главное - наверняка «Авангард» сумел бы сохранить вокруг себя ореол действительно народной команды.
Ведь как было. Голодные 92-й, 93-й, 94-й. И одна городская отдушина — сходить на большой хоккей. Тот «Авангард» Киселева выживал как умел. Игроки шли на лед в латаной-перелатаной форме. Была еще история, когда старенькая база команды пережила бандитское нападение — и хоккеистам пришлось сражаться плечом к плечу, отбиваясь от налетчиков. Фанатов тогда еще не было, и под завязку набитый СКК «Иртыш» скандировал незатейливое «Киселев молодец, тренирует хорошо!». Одним словом, клуб и его тренер дышали с горожанами одним воздухом. И на коктейле из дикой энергии, здоровой наглости и отчаянной веры «Авангард» ворвался на свой первый пьедестал.
Сейчас, будем честны, чувство родства с «ястребами» возникает у омичей лишь эпизодически. У них миллионные контракты и «Феррари» в гараже. У нас тесная «Арена-Омск» и ощущение, что, как только кончатся деньги «Газпром нефти», вся эта бравая компания быстренько разлетится кто куда.
В клубе, правда, это чувствуют и пытаются искать выход. Знаю, что нынешний президент «Авангарда» Владимир Шалаев в последние месяцы регулярно общался с Леонидом Киселевым. В курсе, что Леонид Георгиевич подробно расписал свое видение стратегии развития клуба на ближайшее время. И кое-что уже даже было сделано.
Поэтому мысль какая. У скоропостижного ухода Киселева есть только одна положительная сторона. Это событие ясно даст понять, кто находится у руля «Авангарда» - временщики либо люди, действительно желающие возродить былое величие клуба.
Напрашивается очевидный ход — любым образом признать заслуги именитого тренера. Вариантов предостаточно. Учредить турнир, переименовать детский хоккейный центр, закрепить кураторство над семьей наставника.
Учитывая, что в последние годы «Авангард» под любыми предлогами пытался не допустить возвращения Киселева в клуб, это дает почву для коллизии. Но решать в любом случае руководителям омского клуба в их теплых кабинетах. И перед тем, как выносить резолюцию, всем им - Дыбалю, Шастину, Шалаевым, Шеруимову, Билану, Первушиной - хорошо бы вспомнить, что если бы не Леонид Киселев, они бы видели совершенно другой «Авангард». Или не видели бы его вообще.