Из-за кардинального изменения позиции регионального минстроя лишаются смысла уголовные дела против экс-министра имущественных отношений Александра Стерлягова и первого замдиректора депимущества омской мэрии Валерия Поморгайло.

ООО «Стройкомплектация» подало 25 июля к областному министерству имущественных отношений два иска о признании недействительными нормативных правовых актов /незаконными решений и действий (бездействия). Компания вновь пытается вернуть себе права на земельный участок в 14 тысяч «квадратов» у «Торгового города», который область сначала предпринимателям продала, а затем через суд отобрала обратно. Вдохновила бизнесменов на новую попытку вернуть землю, как предполагают «Коммерческие вести», резко изменившаяся позиция регионального министерства строительства.

Изначально, напомним, «Стройкомплектация» получила землю в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой юрлица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в госсобственности, приобретают исключительное право на приватизацию указанных земельных участков. Компании якобы принадлежало двухэтажное здание площадью 201,1 кв. м по адресу: ул. 70 лет Октября, 34/7. «Якобы» - потому что, как позднее сообщала прокуратура, «коммерческая организация зарегистрировала право собственности на вышеуказанное здание на основании подложных документов». Однако суд постановил вернуть землю в областную собственность не из-за подлога (тогда о нем еще не говорилось), а из-за того, что участок был несоразмерен зданию. Как было сказано в решении суда, «согласно информации министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса, основанной на обязательном к применению приложении №10 «Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания микрорайонного и районного уровня, их размещение, размеры земельных участков», утвержденном приказом Минстроя от 30 сентября 2008 года № 22-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области», максимальный размер земельного участка, необходимый для использования такого здания, составляет ориентировочно 350 кв. м» (а никак не 14 тысяч «квадратов»).

Фигурантом уголовного дела по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) бывший министр имущественных отношений Омской области Александр Стерлягов как раз и стал из-за того, что тогда «подписал незаконные документы о продаже данной фирме требуемого земельного участка без учета его рыночной оценки, площадью, существенно превышающей необходимую для использования здания. В результате отчуждения по заниженной стоимости земельного участка Омской области причинен ущерб в размере 9 млн рублей». Аналогичные обвинения позже были выдвинуты и в адрес первого замдиректора депимущества омской мэрии Валерия Поморгайло, который в 2013 году отписал частному лицу земельный участок под принадлежащим тому зданием по улице 3-я Енисейская на 6,5 тысячи кв. метров больше норматива (ущерб оценили в 8,3 млн рублей).

Однако уже в этом году министерство Станислава Гребенщикова вдруг решило, что вышеупомянутый приказ № 22-п не устанавливает максимальные размеры земельных участков под зданиями, а только определяет «минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека» - цитата по письму главы Минстроя от 6 июня. Чуть раньше, 21 мая, по сути о том же писал зам Гребенщикова Юрий Ерехинский - приказ № 22-п де «не регламентирует вопросы, связанные с фактическим землепользованием». При том что этот же самый Ерехинский в ноябре 2013 года в ответе на запрос Следственного управления СКР по Омской области писал, что нормативы, утвержденные 22-м приказом, «применяются и носят обязательный характер». Собственно, от этих нормативов и отталкивалось обвинение в делах Стерлягова и Поморгайло, которые сейчас могут развалиться.

Олег Ледянский